Пространство для современных эйчаров  
  right_in.png  right_face.png  right_twit.png  ВК  google_5941  

 

 

Арсенал геймификации: баллы

« Назад

12.09.2014 02:38

любко Авторская колонка Евгении Любко, директора по развитию корпоративной социально-мотивационной платформы  Pryaniky.com

В этой и последующих статьях мы рассмотрим практики применения отдельных игровых инструментов, а также их комбинации и увязки в сценарии.

Арсенал геймификации не так велик, и на первый взгляд может показаться, что освоить его совсем несложно. Но за простым набором механик стоят еще и сценарий, математическая модель игры, игровая эстетика, fun (секретный ингредиент), которые и превращают разрозненный набор механик в полноценную программу геймификации. Но давайте начнем по порядку. Для начала – перечислим наши механики.

  • Игровые баллы
  • Награды-бейджи
  • Рейтинги
  • Миссии (они же – квесты, челленджи, конкурсы…)
  • Призы

«И это все?!» - спросите вы. Все, да не все. Теперь давайте посмотрим на каждую из механик повнимательнее.

Одной из ключевых механик геймификации, без которой не обходится практически ни одна игра, являются баллы. Но баллы бывают разные, и сценарии их применения – тоже.

Баллы как средство измерения всего

Зарегистрировался на корпоративном портале – молодец, +5 баллов! Заполнил профиль, загрузил в него фото – супер, +10 баллов! Выполнил план продаж за месяц – заработал 1000 баллов...

Баллы как средство измерения всего хороши, когда нам нужно сперва вовлечь людей в какие-то элементарные действия (например, заполнение собственного профиля на портале), и в данном случае они выполняют функцию моментальной обратной связи, дающей уверенность двигаться дальше; а затем, в более сложных сценариях, позволяют просчитать активности наших сотрудников-игроков, чтобы сравнить их в рейтинге, выдать медаль-бейдж и т.п.  

В таком ключе баллы сами по себе, не будучи подкрепленными другими механиками, быстро приедаются. Ну что толку от моих 192752 баллов, если они никак не отражают мой статус в сообществе или их нельзя ни на что потратить? Поэтому у баллов может быть отдельная самостоятельная роль, а именно...

Баллы как виртуальная валюта

Мой любимый кейс применения виртуальной валюты – «ежики» в компании Interpipe. На одном из заводов поступила в обращение игровая валюта – «ежики», которых работники завода могли заработать за выполнение разных полезных дел – генерацию и реализацию идей, выполнение KPI, получение высоких результатов аудита и т.п., а затем потратить накопленное на сертификаты материального свойства в специальном «ежиковом магазине». С появлением такой игровой «ежиковой премии» KPI подскочили на 20-50%. 

В этом кейсе покупательная способность игровой валюты принципиальна, т.к. речь идет о выполнении бизнес-задач, но вот с помощью денег (а курс «ежика» на реальном рынке был весьма невелик) такого успеха вряд ли удалось бы достичь, ведь деньги воспринимаются работниками в первую очередь как компенсация (компенсация затраченных сил, времени, опыта): ты мне труд – я тебе деньги. А вот игровой формат позволил сместить акцент на поощрение «сверхусилий» – проявлений, выходящих за рамки стандартного трудового договора и должностной инструкции. Плюс объединение участников эмоционально приятным «якорем», укрепление культуры.   

Есть, впрочем, кейсы, когда покупательная способность виртуальной валюты не только не важна, но и не нужна. Так, например, Министерство труда и пенсий Великобритании сэкономило за 10 месяцев 10 млн фунтов, используя краудсорсинговую платформу для сбора полезных идей. Платформа была геймифицирована «биржей», где в идеи можно было инвестировать виртуальными деньгами, почувствовать себя биржевым игроком и «владельцем заводов, газет, пароходов». Виртуальные деньги, используемые на этой бирже, не имели никакой конвертации в реальные блага, что ни в коей мере не умалило их эффективности как игрового инструмента.  

Баллы как инструмент признания

История, с которой началась моя любовь к геймификации, принадлежит Фаине Лернер, когда она еще была HR-директором компании i-Free. В i-Free вот уже несколько лет сотрудники используют для проявления благодарности виртуальную валюту «фришки», которые можно затем потратить на подарки во «фришки-бутике». Когда 2,5 года назад я поделилась этой историей с коллегами, она настолько зажгла их, что было немедленно решено сделать идею «фришек» доступной любой компании. В результате была заложена первая строчка кода «Пряников».

Использование игровой валюты для благодарности встречается сегодня все чаще и чаще, видимо, потому, что в нашей культуре не очень-то принято публично выражать благодарность, а ведь простое «спасибо» обладает поистине животворящим и вдохновляющим на подвиги эффектом. Вот и приходится «обманывать» культуру и заводить хорошие традиции через геймификацию. Появление в компании виртуальных игровых благодарностей становится неким «официальным разрешением» на проявление взаимного признания, и коллеги начинают искренне делиться друг с другом позитивом, тем самым вдохновляя друг друга, обеспечивая друг другу обратную связь, рассказывая через благодарности об историях успеха и талантах коллег. 

Возможность потратить накопленные баллы-благодарности на материальные блага обязательной в данном случае не является, хотя придает дополнительную притягательность такой программе признания. Единственный нюанс: не нужно наполнять свой виртуальный магазин, где можно потратить накопленные «спасибки» чем-то дорогостоящим, иначе  тогда стремление «наспасибить» на iPhone станет важнее, чем получить от коллег действительно заслуженное признание. А вот статусные нематериальные блага, например, сертификат на лишние 2 часа сна в понедельник, право делегировать шефу свою задачу, день работы «без надзора» (над задачами по своем усмотрению) и т.п. не только не испортят, но и подкрепят полезный эффект баллов-благодарностей.

В следующей статье мы поговорим о практике применения такого инструмента как награды-бейджи.

Читайте также:

Источники привлечения персонала: 10 лучших карьерных сайтов

Trend in brand: новый инструмент эйчаров

Не просто развлечение: как нивелировать проблемы с помощью event’ов  

 

Recruit_1000x90_03

 

yaware зел  banner4

 

728.2 ecp_640x80

 

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: