Пространство для современных эйчаров  
  right_in.png  right_face.png  right_twit.png  ВК  google_5941  

 

 

Обратная связь в e-learning – это статистика

« Назад

06.11.2013 20:49

e-learning_1.jpgТатьяна Богатырева, заместитель директора Департамента обучения Workle

Одно из главных преимуществ очного обучения заключается в гарантированном получении обратной связи во время учебного процесса. У преподавателя есть все возможности для того, чтобы ежесекундно ловить реакцию присутствующих в аудитории и делать выводы о том, что им непонятно. Соответственно он может корректировать процесс, перестраиваться в зависимости от ситуации. В e-learning обстоятельства сложнее: обратную связь здесь можно получить только по окончании курса – как правило, в виде тестирования. Если тестирование, предположим, показало, что 70% людей допустили ошибку в определенном задании, то можно делать выводы о том, что либо тема в курсе раскрыта недостаточно понятно, либо вопросы в тесте сформулированы  некорректно. Но в любом случае обратная связь возможна только после прохождения курса.

Специалисту, разрабатывающему электронный курс, часто достаточно сложно представить аудиторию, которая этот курс будет проходить. Корпоративное обучение, безусловно, объединяет людей по различным факторам: они работают в определенной отрасли, компании и т.д. Но при этом все они различаются по возрасту, уровню образования и профессиональной подготовке. На кого должен быть ориентирован курс – на слабых или сильных слушателей, на молодых сотрудников или в возрасте и т.д.? В идеале это должен быть универсальный продукт, понятный для человека любого уровня подготовки. И в то же время он не должен быть слишком простым, иначе категория людей с уровнем подготовки выше среднего быстро потеряют к нему интерес. Так как же обеспечить баланс? 

Создание электронного курса – это процесс, в который вовлечены как минимум два специалиста. Первый – профессионал, эксперт в теме, которой посвящен курс. Его компетентность позволяет на понятном языке и с помощью правильных терминов донести до аудитории нужную информацию. Эксперт может определить, какая информация наиболее важна для слушателей, а какую можно вынести в примечания. Второй специалист – это методист, чья задача заключается в правильной адаптации информации.

У себя в компании мы часто перерабатываем материалы по результатам тестирования и обратной связи. Но мы понимаем, в чем состоит наша основная проблема, – в «размытости» аудитории. Ведь пользователи нашего сайта – люди любого возраста, любого образования и профессии. Чтобы как-то справляться с этой проблемой, мы вынуждены прибегать к различным ухищрениям. Они помогают нам придерживаться «золотой середины» при выборе и адаптации информации. Например, мы используем врезки под названием «Специалисту на заметку», вынося в них информацию, которая не относится к минимуму знаний. Также мы прибегаем к сноскам и примечаниям: они рассчитаны на тех, кто хочет узнать больше.

Если мы ориентируемся на аудиторию с разным уровнем подготовки, то часто имеет смысл разбивать информацию на части: вводный курс, начальный уровень и др. Но и тут все не так просто. Вводный курс, как правило, не интересен людям, уже обладающим определенной базой знаний. Скорее всего, они не будут его читать, хотя среди 20 слайдов курса наверняка есть 2 или 3 очень важных для ознакомления. Но здесь еще возникает и вопрос об экономической целесообразности такого «дробления» обучения: конечно, для компаний проще и дешевле заказывать один большой курс, чем 5 маленьких.  

Вообще длина электронного курса – это отдельная тема для разговора. Мы в свое время делали довольно длинные курсы из 60-80 слайдов, в которые включали две части – о продукте и о его продаже. Мы даже планировали перерыв во время обучения. Прямо так и писали на слайде: «А сейчас отдохните, выпейте чашечку чая или кофе...» Мы тестировали эти курсы на людях, которые делились с нами впечатлениями. И они признавались, что перерывы действительно были необходимы. Проблема заключалась только в том, какой процент обучающихся воспримет всерьез наш совет попить кофе? Несколько послушных, возможно, сделают то, что их попросят. Однако нельзя рассчитывать на то, что все остальные будут столь же правильными: скорее всего, они просто не обратят внимания на просьбу, попытаются продолжить обучение и быстро устанут. В общем-то, так все и вышло: большинство людей действительно не осиливали курс до конца. В результате мы были вынуждены разбить все курсы на две части. Хотя у нас до сих пор есть один курс из 50 слайдов, результаты прохождения которого одни из самых высоких. Это курс по ипотеке. Мы объясняем высокие показатели тем, что люди испытывают к курсу личный интерес, то есть понимают, чем он может быть им полезен. 

Цель сохранить баланс между необходимым минимумом знаний и дополнительной информацией может достигаться и за счет использования иллюстраций. Благодаря им курс становится более органичным, целостным. Есть и другие хитрые уловки: «нажималки», «переключалки», элементы мультипликации, которые создают интерактивность. Таких вариантов очень много, и все они подразумевают действия со стороны слушателя. Однако интерактив должен быть уместен. Если мы делаем бизнес-игру по обучению продажам, то он вполне возможен в различных проявлениях. Главное, чтобы игра не превалировала над обучением, и одно дополняло другое. В любом обучении есть минимум знаний, который нужно донести до слушателя. Поэтому интерактивность хороша в меру.

Чтобы обеспечить обратную связь, мы ввели систему оценки каждого слайда электронного курса. Но, как это ни удивительно, система  не заработала. Слушатель, которому было скучно, просто закрывает курс. Тот, кому интересно обучение, не обращает внимание на оценку слайдов. Он нажимает другие «кнопки»: сноски, примечания и т.д.  

Обратная связь в e-learning – это статистика. Ее необходимо регулярно снимать для идентификации проблем. В этом смысле один из самых важных показателей для нас – с какого слайда ушел человек. Другой способ получения обратной связи – промежуточные упражнения. Каждые 3-4 слайда в наших курсах сопровождаются упражнениями на закрепление и проверку пройденного материала. Если большой процент слушателей не может пройти упражнение, значит, материал, который проверяет это упражнение, необходимо переделать.

К сожалению, большинство корпоративных электронных курсов не содержат промежуточных упражнений, а дают общий тест на закрепление всего материала в самом конце. С методической точки зрения это неправильно. Промежуточные проверки необходимы. Однако курсы с заданиями такого типа автоматически уменьшают количество тех, кто проходит обучение до конца. Нет никакой гарантии, что человек, не справившись с первым упражнением, не бросит курс. Поэтому нежелание компаний снабжать материал лишними проверочными заданиями вполне объяснимо: «выгоднее», чтобы корпоративные курсы проходило как можно больше сотрудников. Но подобные «уловки» не улучшают ситуацию. Популярность электронных курсов в большинстве российских компаний невысока. В получении новых знаний заинтересован крайне небольшой процент сотрудников. Большая же часть изучает курсы только под давлением руководства. Как правило, только 20-30% сотрудников, которым были назначены определенные курсы, успешно их завершают.

 

Читайте также интервью и авторские колонки специалистов:

В поиске ИТ-специалистов важно шагнуть за рамки привычного

Минские программисты редко размещают резюме. Как рекрутеры в Беларуси находят ИТ-специалистов, которые от них прячутся

3D сканер для оценки компетенций

 

 

 

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: