Пространство для современных эйчаров  
  right_in.png  right_face.png  right_twit.png  ВК  google_5941  

 

 

Социальная лень в рабочих группах: что это и как с ней справиться

« Назад

05.08.2014 08:37

Рабочие группы могут быть удивительно непродуктивными и при этом замечательно маскироваться. Под прикрытием группы люди снижают темпы работы и ловко пользуются чужими знаниями. Это то, что психологи называют социальной ленью. Эффект социальной лени был продемонстрирован французским профессором Максом Рингельманном еще в 1890-х гг.  

Рингельманн, которого принято называть одним из основателей социальной психологии, проводил эксперименты. Он просил людей поднимать груз по отдельности или в группах, а затем сравнивал результаты. Рингельманн установил определенную закономерность: чем больше людей в группе, тем ниже результат. Люди делали в 2 раза меньше работы, когда в группе было 8 человек, по сравнению с результатами индивидуальных усилий. 

 (см. график).

 

социальная лень  

 

Они ленивы. Вы знаете об этом? 

Помимо Рингельманна, оригинальные исследования на тему социальной лени проводили и другие специалисты. Используя различные типы задач, они получали тот же самый результат.  Профессор Бибб Латане со своими коллегами наблюдал за аплодирующими и кричащими людьми в группах. Оказалось, что когда  люди находились в группе из 6 человек, они кричали, используя свою мощь только на треть.  

Эффект социальной лени был обнаружен в различных культурных группах, включая индейцев, французов, поляков и американцев, при этом ученые ставили перед людьми разнообразные задачи: плавание, перемещение по лабиринтам и т.д. Подмечено, что социальная лень меньше всего распространена в коллективистских культурах (в азиатских странах).

Руководителей разного рода организаций не могут не беспокоить эти факты. Социальная лень наиболее опасна для производительности в группе в ситуации, когда усилия каждого отдельного участника суммируются. 

лень

Причины и способы устранения

Вот некоторые из стандартных объяснений эффекта социальной лени:

  • Люди думают, что, в отличие от них, другие будут бездельничать. Сознательно или бессознательно люди убеждают себя в том, что все остальные будут отлынивать от работы, в то время как они будут работать. Разве справедливо, что один выполняет больше работы, чем другие?
  • Безликость. Чем больше группы, тем сильнее люди становятся безликими. Представьте, что вы делаете что-то по своему усмотрению: если все идет отлично, то вся слава причисляется вам, если что-то идет не так, вся вина ложится на вас. В группе и вина, и слава распространяется на всех.
  • Нет стандартов. Часто у групп нет четкого стандарта и ясного идеала, к которому нужно стремиться.

Естественно возникают вопросы: как люди вели бы себя, если бы не ожидали, что их коллеги будут лениться, если бы не было безликости и существовали бы четкие стандарты. Ведь в действительности группы часто работают в гораздо лучших условиях по сравнению с теми, за кем наблюдают в исследованиях. Лабораторные исследования часто критикуются за то, что людям во время них скучно, их нагружают бессмысленными заданиями, и «испытуемые» вынужденно попадают в случайные группы. Тем не менее, люди, попадающие в группы, так или иначе снижают темпы работы в реальной жизни. На какие факторы стоит обратить внимание, чтобы уменьшить проявление социальной лени:

  • Важность цели. Исследования показали, что люди, осознающие важность задачи, меньше ленятся. Исследователь Стивен Заккаро обнаружил, что группы работают усерднее, если думают об  актуальности задачи и ощущают конкуренцию с другой группой.
  • Важность группы. Когда группа важна для ее участников, они лучше работают. Исследователь Ворчел наблюдал за людьми, склеивающими бумажные цепочки в двух группах. У одной группы были бейджи, соответствующая одежда, она испытывала конкуренцию. В отличие от группы, лишенной всего этого, она произвела в 5 раз больше бумажных цепочек.
  • Устранение эффекта обмана. Имеется в виду ощущение того, что никто кроме вас в группе не напрягается. Уменьшение или устранение такого восприятия является еще одним ключом к продуктивной группе.

Автор: психолог Джереми Дин

Перевод: Степан Добродумов

Копирование и любая переработка материалов с сайта neohr.ru запрещены



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: