16.11.2014 21:35
Екатерина Илларионова, менеджер по персоналу агентства Smart Personnel
Анализируя резюме, рекрутер, да и любой руководитель, набирающий персонал, должен опираться на факты, а именно знания, навыки и профессиональный опыт кандидатов. Но рекрутеры – живые люди, причем часто с богатой фантазией, из-за чего в рекрутменте возникает масса дополнительных аспектов. Некоторые из них учитываются на бессознательном уровне.
Какие же параметры, которых при принятии решения в идеале быть не должно, тем не менее есть?
1. Дискриминационные
Трудовой кодекс запрещает дискриминацию в сфере труда.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах из-за пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.
Вакансия секретаря или персонального ассистента с точки зрения дискриминации одна из самых пострадавших.
Одна компания настаивала на том, чтобы им нашли секретаря-брюнетку европейской внешности ростом не ниже 170 см. Другая, наоборот, хотела получить сотрудницу среднего возраста, до 48 размера одежды и обязательно практикующую сыроедение. В третью компанию брали только секретарей с татуировками и без аллергии на рыбу – и это не был ни тату-салон, ни рыбокомбинат.
Даже если подобные требования не указываются в вакансии, анализируя резюме, рекрутер держит в голове пожелания руководителя.
Очень показателен в борьбе с дискриминацией при трудоустройстве пример США: в одной из школ штата Миннесота работают очень необычные учительницы начальных классов – сиамские близнецы Эбигейл и Бриттани Хенсел.
Нам есть к чему стремиться.
2. Астрологические, нумерологические и прочие эзотерические
Рожденные в год Крысы обладают высоким интеллектом, из Тельцов получаются отличные банкиры, Стрельцы и Раки конфликтуют друг с другом и так далее и тому подобное.
Некоторые руководители и рекрутеры придают большое значение эзотерике и активно используют ее при подборе персонала.
Однажды нашему агентству пришлось вычислять число судьбы кандидатов, так как учредитель компании-клиента верил в нумерологию. В другой раз нам пришлось добавлять к резюме информацию о гороскопе друидов.
Давайте будем считать, что пасьянс наконец-то сошелся и все звездные карты указывают на то, что начиная с сегодняшнего дня следует обращать внимание только на фактические профессиональные знания и навыки кандидатов.
3. Принцип подобия
Один из принципов эффективной коммуникации гласит: если вы стоите в воображаемом круге, то скептики – это те, кто находится за границами этого круга, и ваша задача – втянуть их внутрь. Другими словами, мы неосознанно уделяем больше внимания и больше доверяем людям, с которыми у нас есть что-то общее.
Нас интересуют наши тезки, однофамильцы, люди, рожденные с нами в один день, живущие по соседству, увлекающиеся тем же хобби.
Совпадение по какому-либо из этих пунктов существенно повышает шансы на рассмотрение резюме и последующее приглашение на встречу.
Осознание принципа подобия помогает принимать более объективные решения по резюме кандидатов.
4. Визуальные или физиономические
Уже довольно продолжительное время в тренде резюме с фото.
Занимаясь поиском работы в 2008 году, я могла себе позволить отсутствие фото в резюме. В 2014 году это существенно снизит шансы, что мое резюме будет рассмотрено, хотя с профессиональной точки зрения ограничений по внешности менеджера по подбору персонала нет и быть не может.
Фото в резюме в большинстве случаев не является профессионально обусловленной необходимостью – оно оживляет и персонализирует резюме. И в этом есть как положительные, так и отрицательные стороны, так как происходит фейсконтроль по принципу нравится или не нравится. До опыта и деловых качеств, указанных в резюме, дело может и не дойти – фото часто отображается в заглавной части CV.
Оценивается не только наличие или отсутствие фото, но и то, какая фотография представлена. Если менеджер по рекламе опубликует резюме с фото в костюме Спайдермена, это может повысить его шансы на приглашение на интервью, а шансы бухгалтера с таким резюме, наоборот, стремятся к нулю.
Не стоит забывать что, фото – это только дополнительная информация к резюме, часто не несущая в себе никакой фактической профессиональной информации.
5. Фоносемантика
Язык очень сложная и безумно интересная структура. И оказывается, даже звуки обладают смыслом.
Попробуйте не задумываясь ответить на следующие вопросы:
- какой звук больше И или О?
- какой звук светлее О или Ы?
- как звали поросенка, построившего надежный каменный дом: Нуф-Нуф, Ниф-Ниф или Наф-Наф?
И окажется, что О наверняка больше и светлее, а поросенка зовут Наф-Наф, во всяком случае – точно не Нуф-Нуф.
Фоносемантическими инструментами часто пользуются в НЛП, в результате чего к этому направлению лингвистики развилось скептическое и даже резко отрицательное отношение.
Но все же можно считать наличие подсознательно воспринимаемого смысла у звуков доказанным. При этом стоит учитывать, что в разных ситуациях и с разными словами яркость проявлений может быть различна.
Так получилось, что я искала работу вскоре после свадьбы и решила заодно провести фоносемантический эксперимент: опубликовала одно и то же резюме 2 раза – под девичьей и под новой фамилией. Девичья фамилия – Фатеева – с точки зрения фоносемантики темная и слабая, а новая – Илларионова – позитивная, энергичная. Отклик на резюме с девичьей фамилией был почти никакой, а по новому резюме я получила массу интересных предложений.
Составить большой и связный текст с ярким восприятием значений звуков очень сложно. Но, например, можно попробовать сделать звучание наименования должности более привлекательным, перспективным или надежным, подобрав для этого правильные слова.
6. Гендерный аспект рекрутмента
Замечательная наука лингвистика дает много оригинальных и неожиданных инструментов рекрутерам.
Еще один довольно часто и ярко проявляющийся аспект речи – как устной, так и письменной – гендерный.
Гендер – это совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.
Каждому из нас присущ свой индивидуальный стиль общения, но в итоге мы больше склоняемся или к женскому, или к мужскому типу коммуникации.
Считается, что женщины задают больше вопросов и выбирают стратегию сотрудничества. Мужское общение же конкретно, конкурентно и агрессивно.
Различия в мужском и женском подходе присутствуют на всех этапах подбора – и при составлении профиля, и при анализе резюме, и при проведении интервью.
Например, при анализе резюме носитель «мужского» стиля будет искать цифры и буквальное соответствие формальным признакам профиля вакансии, а носитель «женского» типа обязательно обратит внимание на описание личных качеств и наличие личной информации. Носитель «мужского» стиля коммуникации к вакансии прикрепит тест на профильные знания, а «женского» – необходимость составить сопроводительное письмо.
Менеджеру по подбору персонала знание гендерных особенностей коммуникации может помочь сформулировать текст вакансии таким образом, чтобы он точно попал в целевую аудиторию.
7. Метаграфемика
Не меньшее значение имеет графическое представление резюме.
Метаграфемика изучает такие параметры, как сегментация текста и расположение его на бумаге, длина строки, пробелы, шрифт, цвет, курсив, символы и вспомогательные знаки, необычная орфография и пунктуация.
Например, мы медленнее, а значит и внимательнее, читаем шрифты с засечками (такие как Times New Roman).
Текст, не разделенный на абзацы, кажется слишком тяжеловесным и бессмысленным.
Информацию, выделенную курсивом, мы воспринимаем как вспомогательную и не самую важную.
Если кандидат использует нумерованные списки в своем резюме, то в большинстве случаев мы будем воспринимать его как «сухаря» и излишнего педанта.
Таким образом, правильная подача текста как резюме, так и вакансии помогает повысить качество обратной связи.
Надеюсь, что понимание подводных камней рекрутмента поможет избежать ошибок в подборе, а осознание невидимых его аспектов даст новые инструменты, которые помогут привлечь лучших из лучших. Кто предупрежден, тот вооружен. Удачного поиска!
Читайте также:
Оптимальная численность персонала. Как ее определить?
Комментарии
Комментариев пока нет