02.04.2014 03:27
Авторская колонка Андрея Глебовского, преподавателя и разработчика курсов по кадровой безопасности Учебного центра «Информзащита»
В деятельности любого трудового коллектива неизбежно случаются происшествия, требующие разбирательства со стороны администрации. Значительная доля таких происшествий влечет за собой неблагоприятные последствия для предприятия, поэтому требуется не только выяснение обстоятельств конкретного происшествия, но и выявление причин и условий, способствовавших его совершению.
Кто должен заниматься служебной проверкой – выяснением обстоятельств происшествий?
- Конечно, служба безопасности компании, - скажут одни и будут неправы.
- Может, служба персонала, - скажут другие. И тоже будут неправы.
Потому что в расследовании должны участвовать оба подразделения компании: и служба безопасности, и кадровая служба. Просто каждое подразделение должно исполнять свои функции.
К сожалению, в рамках одной статьи невозможно подробно описать все нюансы проведения служебной проверки. Остановимся вкратце лишь на вопросах полноты проводимой проверки и участия в ней сотрудников кадрового подразделения.
Взаимоотношения между СЭБ (служба экономической безопасности ) и кадровым подразделением при проведении служебной проверки начинаются до ее начала. Именно отдел кадров должен подготовить соответствующий приказ, который станет юридической базой для дальнейших действий по расследованию обстоятельств происшествия.
Такой приказ должен содержать:
- краткое изложение известных на тот момент фактических обстоятельств, послуживших поводом к проведению проверки;
- поручение о проведении проверки конкретным сотрудникам (поименно, с указанием их должностей) с распределением ролей между ними – председатель комиссии и члены комиссии;
- сроки, в течение которых должна быть проведена проверка;
- указание лица, которому поручается контроль за ходом и результатами проверки.
Приказ подлежит регистрации в соответствующей книге учета. Наличие такого приказа имеет и немаловажный психологический аспект: некоторые сотрудники могут агрессивно реагировать на требования дать объяснения или представить документацию. Демонстрация такого приказа, как правило, моментально лишает таких ретивых сотрудников охоты не подчиняться законным требованиям членов комиссии.
К сожалению, на практике сотрудники кадровых подразделений зачастую не горят желанием принимать участие в проведении служебных проверок, мотивируя это своей загруженностью на основном участке работы. Нам такая позиция представляется неверной, а участие кадровиков в проведении служебной проверки – обязательным. И вот почему.
Практика показала, что основной объем работы по сбору и анализу доказательств, подготовке заключения комиссии и другую работу в ходе служебной проверки выполняют сотрудники СБ. В то же время комиссия (по аналогии с государственными структурами ее можно назвать органом ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО следствия) не должна подменять собой «судебную инстанцию», которая в силу своей специфики должна готовить проект «приговора» (отдел кадров, который готовит проект приказа с оргвыводами в отношении виновных).
Комиссия не предлагает наказание для виновных, а только разбирается в существе ситуации и таких виновных выявляет. Отдел кадров же должен определить вид наказания и степень его суровости в зависимости от личности виновного. Именно отдел кадров знает, как характеризуется тот или иной сотрудник, насколько он нужен предприятию и незаменим, какие бонусы он получает (чтобы лишить его этих бонусов) и т.д. Если сотрудник отдела кадров изначально участвует в проведении служебной проверки, то он находится «внутри ситуации» и ему легче подготовить проект правильного и справедливого управленческого решения.
По окончании проверки материалы должны храниться в СБ в течение общего трехлетнего срока исковой давности по гражданским делам (ст.196 ГК РФ). Затем они уничтожаются в соответствии с требованиями действующей на предприятии инструкции о делопроизводстве.
Если в ходе проверки получены доказательства наличия в действиях виновного лица признаков совершения какого-либо преступления, но руководство приняло решение не направлять заявление в правоохранительные органы, то такие материалы следует хранить в течение срока давности уголовного преследования, установленные ч.1 ст.78 и ч.1 ст.83 УК РФ.
Вряд ли руководство станет утаивать от правосудия факты совершения особо тяжкого преступления. Однако не исключено, что директор предприятия пощадит своего проворовавшегося топ-менеджера, совершившего мошенничество в крупном размере и изгнанного с предприятия. Такое преступление является тяжким, и руководство предприятия в течение 10 лет может обратиться с заявлением в полицию или прокуратуру. Тогда в течение ближайших 10 лет следует хранить материалы такой служебной проверки, которые могут, в случае необходимости, служить сдерживающим фактором против возможных неблаговидных действий «обиженного» работника.
Итак, не пожалейте времени, своевременно проведите тщательную служебную проверку, и вы избавите себя от потенциальных угроз проиграть дело в суде или вместо привлечения виновного к уголовной ответственности получить из полиции постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Читайте также других колумнистов Neo HR:
Комментарии
Комментариев пока нет