03.04.2014 06:30
Авторская колонка Татьяны Богатыревой, заместителя директора Департамента обучения Workle
В ситуациях, когда компании необходимо провести семинар для большого количества людей, находящихся в различных регионах России, и которых по тем или иным причинам затруднительно собрать в одном месте, вебинары становятся незаменимым форматом обучения. Однако, помимо своей основной, обучающей, функции, вебинар может выполнять еще и функцию поддержки для дистанционного обучения.
Как мы знаем, электронные курсы проходит невысокий процент тех, для кого они предназначены. Причины тому разные: у сотрудников нет времени на обучение, им лень, они не могут выполнить задания и потому теряют к обучению интерес. И даже если их заставляют проходить электронный курс, то делают они это неохотно. В то же время у любого, независимо от того, прошел он или нет курс, возникает ряд вопросов. Чем могут быть полезны вебинары в таких случаях?
1. Вебинары повышают уровень мотивации людей на прохождение курсов.
На вебинаре можно рассказать, чем полезен курс, поделиться дополнительной полезной информацией, связанной с электронным обучением. С помощью вебинаров можно заинтересовать людей и подготовить их к обучению. Такая «установочная сессия» увеличивает вероятность того, что человек просто даже из любопытства захочет пройти курс.
2. Вебинары служат площадкой, на которой люди могут задать вопросы, возникающие во время прохождения курса, и получить на них ответы эксперта.
Создать курс в универсальном формате, при котором бы всем все было понятно, невозможно. Вопросы будут возникать всегда, и дать на них ответы во время вебинара – хороший выход из положения.
Конечно, в каждом курсе указываются координаты человека, к которому можно в случае чего обратиться. Но этой возможностью пользуются далеко не все. Кроме того, люди не очень любят признаваться в том, что им что-то непонятно. Им неловко, стыдно, они ошибочно полагают, что их вопрос глупый, поэтому не решаются задавать его, даже если очень заинтересованы в ответе. В режиме вебинара, в чате (особенно, если он анонимный), такие люди чувствуют себя увереннее.
3. Вебинары помогают разбираться в сложных системах: электронных калькуляторах, CRM и др.
Чтобы научить людей работать с ними, приходится использовать различные методы, в том числе электронные курсы, видеоинструкции (захват экрана с голосовым сопровождением). Но результат не всегда удовлетворительный. Например, в одном из наших электронных курсов с расчетом КАСКО, возможны сотни вариантов, от которых в итоге зависит стоимость полиса. Человеку, только начинающему работать с калькулятором, сложно находить оптимальный баланс: одновременно формировать для клиента наиболее приемлемую стоимость и оптимальные условия сопровождения и страховых выплат. Тонкостям работы с калькулятором невозможно обучить без живого контакта с человеком, а если у компании много обучаемых, и все они рассеяны по разным регионам России, то возникают сложности. Вебинар в таких случаях позволяет в прямом эфире объяснять, какие варианты наиболее распространены и почему. Тренер может поинтересоваться у сотрудников, с какими случаями сталкивались лично они, какие варианты им хотелось бы рассмотреть в прямом эфире..
Казалось бы, вебинарная поддержка – возможность, которая лежит на поверхности, но, к сожалению, многие компании ею не пользуются. И это при том, что у такой поддержки есть свои неоспоримые преимущества. Во-первых, стоимость ее относительно невысокая. Во-вторых, формат общения в режиме «вопрос-ответ» не особо трудозатратный для компаний: иногда достаточно проводить видеоуроки раз в три месяца по 30-40 минут. Но результат, который можно с их помощью достичь, впечатляет: это и повышение показателя прохождения курсов, и снятие всех вопросов, возникающих у обучающихся.
В своей компании мы постоянно проводим вебинары в дополнение к электронным курсам и довольны теми результатами, которые они дают. Например, один из курсов у нас посвящен НПФ. Мы отследили определенную динамику: если мы проводим недельную сессию вебинаров по НПФ, во время которой проясняем вопросы обучающихся, то за эту неделю мы увеличиваем количество заявок на перевод накопительной части в НПФ в два раза. Последующие две недели количество заявок постепенно снижается, но все равно оно выше по сравнению с теми показателями, которые мы имеем до вебинаров.
Видеоформат очень удобен, но он сильно отличается от очного обучения, и далеко не все бизнес-тренеры умеют с ним работать. В случае с вебинарами всегда приходится учитывать тот факт, что большинство тех, кто принимает в них участие, - это сотрудники компании, которые, грубо говоря, пришли на вебинар по принуждению. Ситуация усугубляется еще и тем, что в видеоформате сложнее удержать внимание обучающихся, так как все они разобщены. Нет того элемента сплоченности, который присущ очному обучению. Поэтому на вебинарах тренеру необходимо все время быть в драйве, ему нельзя позволять слушателям скучать, при этом у него не так много возможностей повлиять на слушателя, разве что с помощью изменения видеоряда (тренер крупным планом, надписи на флипчарте, презентация и т.п.), а также интонации и темпа речи выступающего.
К чему нужно быть готовым во время вебинаров, оказывающих поддержку электронным курсам? Прежде всего, к неожиданным и сложным вопросам в чате, на которые нужно уметь быстро реагировать. Вебинарная поддержка – это работа в состоянии стресса, динамичный процесс, во время которого эксперт-спикер должен быть готов одновременно говорить, отвечать на поступающие вопросы, следить за комментариями в чате и, при необходимости, изменить план своего выступления (например, если он видит по комментариям и вопросам, что какая-то тема вызывает затруднения у слушателей). Это достаточно сложный и выматывающий формат, но компаниям имеет смысл осваивать его.
Читайте также:
5 шагов к созданию удачного видео бренда работодателя
Брейнсторминг 2.0: перезагрузка
Как рекрутеры могут использовать блоги для привлечения талантов
Комментарии
Комментариев пока нет