18.01.2016 01:58
Авторская колонка HR Капиталиста Вероники Бобровой
Все чаще профессионалы той или иной области получают звонки от рекрутеров не с предложением, а с просьбой «порекомендуйте мне, пожалуйста». В кризис рекрутерам особенно сложно найти хорошего специалиста, потому что в девяноста процентах случаев он не ищет работу – его ценит и удерживает текущий работодатель. Таких людей нет в социальных сетях, они не мелькают на конференциях и в сообществах ввиду специализации. Далеко ходить не будем: главный механик крупной дочки какого-нибудь добывающего предприятия из топ-5 с вероятностью девяносто девять процентов не засветится нигде. Особенно бывший. Поэтому мы, и консультанты, и инхаусные рекрутеры, «пропылесосив интернет» и обзвонив близлежащие заводы, обращаемся к тем, кого знаем из смежной специализации, и просим помочь, навести на след нужного профессионала. Это самое интересное и самое сложное занятие. Потому что культуры рекомендаций у нас еще нет, то ли ввиду особенностей менталитета, то ли по другим причинам. Мне даже встречались люди, которые отвечали на мою просьбу: «Я принципиально не рекомендую людей», но это находится за границами моего понимания. Между тем правильная рекомендация отраслевого эксперта полезна не только рекрутеру, она может принести долгосрочный положительный эффект для развития предприятия и отрасли в целом, обеспечить ее развитие за счет миграции профессионалов.
Есть и другая сторона у этого процесса:ко мне часто приходят люди с очередным резюме своего друга или члена семьи и говорят: «Это хороший человек, я его рекомендую». При этом они не разграничивают понятия «хороший человек» и «профессионал, achiever[1]». Я не отрицаю, что этот «хороший человек» может приносить реальную пользу компании, вписаться в конкретные задачи и достичь необходимых результатов. Но, будучи рекрутером, я исхожу из практики жесткого бытового утилитаризма: профессионал мне нужен сразу (за исключением начальных и стажерских позиций, разумеется), и я не буду тратить время потенциального начальника такого человека на встречу с заведомо недотягивающим, а то и вовсе неподходящим, но очень добрым и отзывчивым кандидатом.
Давать рекомендации очень просто, достаточно следовать неписаным правилам:
1. Никогда не рекомендуйте друзей или членов семьи, просто потому что они ищут работу, а вы, будучи заботливым мирянином, хотите им помочь.
Это вредная рекомендация, и, скорее всего, она не принесет желаемого результата. Если этот человек действительно профессионал, к тому же обладает приятным характером, тогда, безусловно, эта рекомендация будет весьма уместна.
2. Не рекомендуйте человека, потому что он «хороший человек». Хороший человек – это не профессия, не призвание и не умение, не скилл.
Как правило, у меня в компании пожар и нет времени точить копья, растить и обучать человека, потому что уже надо бежать в бой. Мне нужен опытный боец, то есть человек с конкретным успешным опытом. Это не относится к позициям начального уровня, где быть «хорошим человеком» достаточно для хорошего старта.
3. Не надо рекомендовать «хоть кого-нибудь», лишь бы порекомендовать.
Лучше просто повесьте трубку, а еще лучше скажите правду: рекомендовать некого, но есть места, где такие профессионалы водятся. Я буду очень признательна, если поделитесь знаниями – это будет большим плюсом к карме.
4. Не рекомендуйте мне «террористов-смертников».
Просто террорист еще пойдет, бывают позиции и задачи специально для них, чтобы съел всех коллег живьем за косяки, чтобы спуску никому не давал, чтобы был слеп и глух к стонам и мольбам (да, такое бывает тоже необходимо). Но если он собирается топить нашу подводную лодку – это точно не наш вариант.
Не нужно втайне обиженных на весь мир мальчиков и девочек. Это тоже «террористы-смертники», они убьют все живое и веселое в радиусе мили от себя и поселят атмосферу недовольства и ламентаций, от которой обычно трудно избавиться, даже если они суперспециалисты.
5. Не рекомендуйте необучаемых.
Любой суперспециалист, которого ни в чем нельзя убедить, быстро устареет со своими знаниями и умениями. Вполне вероятно, что он даже не сможет вписаться в корпоративную культуру. А нам нужен человек если не навсегда, то надолго.
Если вам позвонили и попросили порекомендовать классного специалиста, а вы не можете сориентироваться, кого именно рекомендовать (потому что их несколько), остановиться надо на ярком, целеустремленном, умном, способном не только делать что-то руками, но и выстраивать эффективные процессы, вникать в мельчайшие детали, видеть и продумывать стратегию, создавать атмосферу оптимизма и свершений. Рекомендуйте только тех, с кем вы сами готовы работать рука об руку.
[1] От англ. to achieve – «достигать». Человек, работающий на результат, как правило, достигающий результатов намного выше средних, палочка-выручалочка, решатель проблем.
Копирование и любая переработка материалов с сайта neohr.ru запрещены
Комментарии
Комментариев пока нет