Как давать и получать конструктивную критику

« Назад

18.12.2013 20:26

Критика многих задевает, но, будучи правильно преподнесенной, она может положительно влиять как на критикующего, так и на критикуемого. Как сделать критику конструктивной? Попробуйте воспользоваться пятью советами.

О критике не скажешь ничего приятного. Даже критика с самым добрым намерением способна ранить человека. Людям нравится ощущать себя правыми, опытными, и когда это не так, им больно слышать правду, независимо от того, насколько критика объективна. Тем не менее, для тех, кто стремится к развитию, ценность критики не снижается, даже когда она задевает. Незлой критик имеет возможность выстроить отношения с высоким уровнем доверия, критикуя конструктивно, внимательно и с сочувствием.

Что нужно сделать, чтобы ваша критика была принята хорошо и с благодарностью? Нижеприведенные советы также адресованы тем, на кого критика направлена, они помогают учиться извлекать из нее больше пользы.

критика

1.Имейте понятные цели

Для критикующего

Спросите себя, чего вы хотите достичь с помощью критики? Если вы будете критиковать, не имея конечной цели, то получите лишь злобу и обиду в ответ. Возможно, вы просто оттягиваете неизбежное, растрачивая ненужную энергию и эмоции.

Для критикуемого

Если вы ощущаете себя целью нападения, попробуйте сообразить, можете ли вы разрядить обстановку и спросить критикующих вас людей, чего они надеются достигнуть с помощью своей критики. В лучшем случае вы получите понимание реальной проблемы. В худшем – узнаете, пора ли вам добровольно расстаться с этими людьми.

2.Создайте нейтральную среду

Для критикующего

Продумывайте время и место для критики. Конструктивная критика перед посторонней аудиторией обычно унижает человека. Регламенты HR могут требовать присутствия третьей стороны, но тогда нужно убедиться, что этот человек занимает нейтральную позицию. Иначе объект вашей критики будет чувствовать, будто все на него ополчились. Лучший способ снять напряжение – юмор. Вы можете начать выстраивать отношения с человеком и преодолевать его защиту, делясь собственным опытом совершения глупых ошибок в карьере. Благодаря такому подходу ваш собеседник почувствует, что вы тоже небезупречны, и это произойдет прежде, чем вы перейдете к оценке его недостатков.

Для критикуемого

Если вы попали в трудное положение и чувствуете угрозу от критикующих вас или смущаетесь, - не молчите! Попросите перенести разговор в другое помещение или на другое время. Подготовьте себя к получению информации. Будьте внимательны к языку своего тела, так как в процессе разговора вы можете перестать себя контролировать.

3.Используйте меньше слов, но с бо́льшим смыслом

Для критикующего

Критикуемый вами собеседник внутренне сопротивляется и обеспокоен, так что излагайте ваши мысли кратко и по существу. Чем больше вы говорите, тем более вероятно, что вы будете отклоняться от ключевых моментов и отвлечете от них внимание критикуемого. Планируйте беседу заранее в письменном виде, чтобы ваш собеседник мог уйти с четким планом действий по улучшению своей работы.

Для критикуемого

Предоставьте возможность критикующему вас высказаться. Дискутируя, вы рискуете показаться закрытым, а ваша позиция будет выглядеть как оборонительная. На данном этапе разговора лучше всего согласиться с обратной связью, чтобы потом, после тщательного анализа критики, вернуться к разговору, и, возможно, покритиковать самого себя, если в этом появится необходимость. Вы сможете выглядеть серьезнее, если ваш ответ будет тщательно продуман и аргументирован.


4.
Критика должна соответствовать целям объекта критики

Для критикующего

Своекорыстная критика не будет услышана. Необходимо достаточно хорошо знать  собеседника, чтобы объяснить ему, как ваши предложения помогут достичь желаемого. Если он нацелен на результат, то будет более открыт для ваших предложений, независимо от того, что он думает о вас или других вовлеченных в критику людях. Например, если человек хочет стать хорошим руководителем, умение работать с возражениями других людей важно для их успеха. Критикуйте в контексте развития компетенции, и ваша критика будет правильно воспринята.

Для критикуемого

Если вы оказались в положении критикуемого, постарайтесь взглянуть на себя со стороны. Слушайте непредвзято то, что вам говорят. Если вы четко определите свои цели, вы сможете отличить дельный совет от пустых разглагольствований.

5.Поощряйте самокритику

Для критикующего

Вместо того, чтобы просто излагать ошибки, опишите все с объективной точки зрения и задайте ключевые вопросы, чтобы критикуемый сам смог сделать выводы о своих слабых местах. Направляйте его вопросами, позволяющими понять, почему другое поведение в этой ситуации является более подходящим с управленческой точки зрения. Когда делаете выводы, воздержитесь от прямых атак. Используйте примеры из своего опыта, используя в контексте местоимение «я».

Для критикуемого

Каждый должен регулярно оценивать себя. Пробуйте прогнозировать любую критику до того, как она случится. Если вы сможете начать разговор, перечислив собственные неудачи и предложив пути устранения последствий, вы не просто обезоружите ваших критиков, а еще и произведете на них впечатление. В итоге вы получите результат, выгодный для  всех.

Автор: Кевин Дом, автор бестселлера «Видеомаркетинг для чайников»

Перевод: Иван Ильин

Копирование и любая переработка материалов с сайта neohr.ru запрещены



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Представьтесь:


*Комментарий:




Копирование и любая переработка материалов
с сайта neohr.ru запрещены

Copyright © Neo HR 16+

Реклама: оставить заявку
О проекте | Политика конфиденциальности

Сетевое издание Neo HR. Свидетельство о регистрации средства массовой информации в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
ЭЛ № ФС 77 – 57596 от 08.04.2014 | Московская область
Учредитель: Ильин И.К. | contactus@neohr.ru | 8|925|3625348