10.12.2013 19:28
Рациональное мышление в противовес мышлению интуитивному может вдохновить человека на новые идеи. Специфика креативности сама по себе удивительна: одна лишь вспышка может способствовать появлению чего-то нового и полезного, способствовать рождению важного практически из ничего.
Эта вспышка может обозначить начало пути, ведущего к появлению готового продукта или идее, но без этой первоначальной вспышки в итоге не произойдет никакого развития. Поэтому не будет преувеличением сказать, что способность человека к креативности в целом влияет на то, чего он может достичь.
Можно ли стимулировать креативность?
Какие методы можно использовать для поощрения креативности? В творческих сферах самый распространенный метод – это деньги или другие материальные стимулы. Но насколько они в реальности влияют на креативность людей? По данным исследования Eisenberger & Shanock за 2003 год, они действительно влияют, но только в том случае, если подчеркивают главную цель деятельности как креативность. Другое исследование обнаружило, что если людей стимулируют просто для выполнения какой-либо задачи, то это не повышает их креативность ( Amabile TM, Hennessey BA, Grossman BS, Social influences on creativity: the effects of contracted-for reward, 1986 год). На самом деле стимулы, связанные с завершением задач, могут, наоборот, снизить креативность.
Еще один способ стимуляции креативности – это напоминание о том, что креативность является целью. Казалось бы, что может быть проще? Но исследования показывают, что напоминания о том, что нужно «быть креативными», повышают креативность.
Все эти теории срабатывают на практике, потому что люди часто не понимают, что они должны искать креативные решения. Причем это становится очевидно как в реальности, так и в психологических экспериментах. Зачастую людям устанавливают такие сжатые сроки и так урезают ресурсы, что они легко забывают о поиске необычных решений.
Людям нужно говорить о том, что креативность является целью. В отличие от детей, взрослым необходимо напоминать о важности креативности. Возможно, потому что в повседневной жизни больше поощряется именно традиционализм и повторение того, что было сделано ранее. Чтобы сделать что-то иначе, необходимо приложить дополнительные усилия.
Рациональное мышление vs интуитивное мышление
Попросить человека «быть креативным» примерно то же самое, что попросить его «быть умнее» или «быть внимательнее». Сам человек поспешил бы на это ответить: «Да, но как?!»
Интересное разъяснение дает новое исследование о поощрении креативности (Dane, Erik; Baer, Markus; Pratt, Michael G.; Oldham, Greg R., 2011 г.). В нем говорится о том, что одно решение может заключаться в использовании необычного стиля мышления – необычного именно для вас. Остановимся на этом подробнее.
При попытке решить проблемы, которые требуют творческих решений, в целом люди прибегают к одному из двух способов:
1.Рациональному. Использование рациональных мыслей с опорой на конкретные вещи, которые мы узнали из прошлого опыта, игнорируя интуицию.
2.Интуитивному. Свободное, ассоциативное мышление, работа с тем, что приходит на ум, игнорирование опыта прошлого.
Во время одного из экспериментов эксперты решили проверить, можно ли повысить креативность людей, стимулируя их использовать шаблонный стиль мышления, но который был бы для них необычным? Тем, кто предпочитал подходить к творческим задачам рационально, было предложено думать интуитивно. А «интуитивной» группе было предложено мыслить рационально.
Участникам предоставили возможность решать реальные проблемы – как способствовать расширению местного бизнеса. Результаты оценивались менеджерами компании. Когда стали анализировать результаты, оказалось, что манипуляция сработала: люди становились более креативными, когда использовали стиль мышления, который был для них самым необычным.
Одна из причин, почему это работает, может заключаться в следующем: сознательно приняв другую стратегию, вы стараетесь избегать ранее пройденные пути. У каждого из нас есть привычные способы решения проблем. Привычка – это хорошо, но иногда именно из-за нее мы получаем одни и те же результаты снова и снова.
В рамках эксперимента рассматривался только процесс генерации новых идей, что происходит в основном в начале творческого процесса. И это является ограничением эксперимента: как только идеи приходят, и возникает потребность в работе аналитического плана, эти методы могут оказаться не столь эффективными.
Автор: Джереми Дин
Перевод: Степан Добродумов
Копирование и любая переработка материалов с сайта neohr.ru запрещены
Комментарии
Комментариев пока нет