15.11.2017 08:57
Ежедневно мы становимся свидетелями внедрения и развития различных практик в области обучения. Риа О’Доннел, автор блога Recruiterbox, подвела итоги уходящего года и поделилась прогнозами на 2018-й. Мы дополнили ее рассуждения примерами российского рынка. Оказалось, что в целом наши компании следуют общемировым трендам.
1. Концентрация на нишевом обучении
Независимо от того, чем занимается компания и какие навыки и знания ей необходимы, растет потребность в специализированном обучении персонала.
Например, в США сейчас наблюдается бум на обучение пивоваров. Новое направление развивается и едва справляется со спросом на новые таланты. С помощью очных и онлайн-курсов индустрия пытается рассказать следующему поколению пивоваров о производственных тонкостях, безопасности и соответствии различным требованиям, ведении бизнес-процессов.
Также американские эксперты предупреждают о появлении 1,8 млн рабочих мест в сфере кибербезопасности к 2022 году, но большинство из них вряд ли будет заполнено из-за дефицита специалистов. Уже сегодня нишевое обучение по этой теме представлено в разных форматах: это может быть и курс продолжительностью 10-12 недель, а также обучение с привлечение экспертов из компаний, которые заинтересованы в дальнейшем рекрутинге обучаемых.
Если говорить о российском рынке, то здесь тоже наблюдаются определенные подвижки. Этой весной Московский политехнический университет при поддержке Открытого университета Сколково провел бесплатную Школу кибербезопасности. Служба кибербезопасности Сбербанка по пятницам организует мероприятия с привлечением внешних экспертов.
«Лаборатория Касперского» открыла в Иннополисе (Татарстан) Центр компетенций промышленной безопасности, где будут проходить образовательные тренинги по вопросам защиты индустриальных объектов от киберугроз. Формат обучения – трехдневные тренинги. Знания можно проверить в учебной аудитории с помощью игры-симулятора Kaspersky Interactive Protection Simulation. Также «Лаборатория Касперского» открыла научно-образовательный центр по информационной безопасности в Московском техническом университете связи и информатики. На его базе вуз и компания совместно будут заниматься подготовкой специалистов.
Другое важное направление в обучении– технология блокчейн и криптовалюты. В нашем Telegram-канале мы недавно писали о том, что вакансии, связанные с биткоином, стали самой быстрорастущей категорией на Freelancer (в 3-м квартале рост предложений о работе, связанной с криптовалютой, достиг 82%). А в конце октября «Ведомости» опубликовали историю одного соискателя, который претендовал на должность разработчика блокчейн-решений с окладом от 400 000 руб. И он эту должность получил, при этом молодому человеку звонили рекрутеры из стартапов и банков. По данным HeadHunter, с начала 2017 года по октябрь было опубликовано 484 вакансии для таких специалистов.
Этот тренд подхватил Внешэкономбанк, который совместно с Национальным исследовательским технологическим университетом «МИСиС» планирует создать Центр компетенций по новым материалам и прорывным технологиям с основным фокусом на технологию блокчейн, конвергентные, квантовые технологии. По задумке, основным потребителем услуг центра станут российские госкомпании и органы власти. В конце октября под эгидой Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова пройдет Russian Вlockchain Week 2017, где соберется более 30 топовых экспертов.
2. Интерес к обучению распределенных команд
С появлением все большего количества удаленных рабочих мест возникают вопросы с обучением. Распределенные команды подталкивают компании создавать новые дистанционные форматы.
Например, компания EY запустила «виртуальную академию», она предлагает курсы с инструктором, который помогает отрабатывать различные навыки, в том числе навыки ведения переговоров. В таких программах особое внимание уделяется коучингу, в виртуальной обстановке используются инновационные способы общения сотрудников друг с другом – посредством регулярных сигналов в сообществах, онлайн-чатов и специализированных центров EY SharePoint и Yammer.
3. Применение VR- и AR-технологий в обучении становится реальностью
Все больше и больше компаний, таких как KFC и Walmart, начинают использовать виртуальную реальность в обучении сотрудников.
Недавно американская страховая компания Farmers Insurance объявила о внедрении обучающих программ на основе виртуальной реальности для персонала, который работает с претензиями и оценивает ущерб имущества. Новая система позволяет стажерам перемещаться по сотням реалистичных квартир с нанесенным ущербом.
Audi виртуальная реальность помогает обучать логистов. Когда сотрудники надевают VR-очки, они видят реалистичную модель рабочей станции в Центре логистики в немецком городе Ингольштадт.
Прогресс в обучении отслеживают тренеры и по результатам предлагают индивидуальную помощь.
Аэропорт Домодедово внедрил VR-технологию в систему целевой подготовки кадров «Приток». Первый VR-модуль служит для отработки действий специалистов аэропорта во время чрезвычайных ситуаций. В виртуальной реальности полностью воссозданы среда аэропортового комплекса Домодедово и более 50 различных типов ЧС, в том числе аварийной посадки воздушного судна.Пользователь, надев VR-очки, исполняет роль начальника смены аэропорта, который отвечает за организацию ликвидации нештатной ситуации.
Для компаний, у которых нет бюджета на обучение с использованием VR- и AR-технологий, неплохим выходом может стать обучение по требованию. Сегодняшние ученики обладают навыком поиска информации на своих смартфонах. Это имеет отношение и к работе:первое, что мы делаем, когда нам нужно что-то узнать, – пытаемся найти необходимую информацию в Google. И только затем мы отправляемся в онлайн-библиотеку, размещенную на сайте компании, отмечают эксперты. Специалисты в области обучения и развития с учетом этого поведения могут заранее выкладывать видеоролики или текстовые материалы на корпоративные ресурсы, чтобы сотрудники обращались к ним в нужный момент.
4. Процесс усовершенствования знаний становится ключевым
Учебные заведения не в состоянии выпускать специалистов с необходимыми навыками, поэтому работодатели стараются самостоятельно заполнить существующие пробелы. Зачастую усилия прилагаются на повышение квалификации уже работающего персонала.
В 2017 году Walmart University выпустит более 225 000 сотрудников из своих академий. Большинство сотрудников займутся управлением магазинами, при том что 75% из них начали карьеру в компании с почасовой работы.
Проблема разрыва в навыках настолько актуальна, что работодатели начали участвовать в обучении рабочих следующего поколения. Появление программ производственной практики, сотрудничество с вузами и даже образование новых школ – свидетельство тому, что этот тренд продолжит развиваться и в 2018 году.
Например, Стив Возняк, сооснователь Apple, объявил о намерении внести свой вклад в развитие высшего технического образования и создать учебное заведение Woz U, которое будет служить институтом мирового класса и поможет преодолеть разрыв в навыках у технических специалистов.
Выше мы уже писали о том, какие усилия для обучения технических специалистов предпринимает «Лаборатория Касперского». «Северсталь» ведет набор на программу развития будущих руководителей компании. Ее участниками могут стать выпускники и молодые специалисты с техническим или бизнес-образованием. На базе соцсети «ВКонтакте» действует VK University, где у программистов есть возможность получить профильные знания от лучших специалистов. А МФТИ и Mail.Ru Group открывают в «Сириусе» первую образовательную программу по классическому программированию и мобильной разработке.
Автор: Инга Хамми
Актуальные и интересные HR-кейсы в нашем Telegram. Подписывайтесь на канал!
Копирование и любая переработка материалов с сайта neohr.ru запрещены
Комментарии
Комментариев пока нет