Блестящая импровизация

« Назад

15.05.2017 07:14

Авторская колонка HR Капиталиста Вероники Бобровой

Импровизация – это навык

В современном балете есть понятие «контактная импровизация». Суть ее в том, что участники посредством любых незапланированных действий должны контактировать и взаимодействовать: падать, сталкиваться, задевать друг друга – и далее двигаться уже с поправкой на такие «контакты». По замыслу, это позволяет почувствовать сцену, партнера и само святое искусство. Это довольно сложное упражнение: тебе надо двигаться, но у тебя нет плана, стратегии, конечной цели, и тебя все время толкают. На секунду представьте – каково этим людям?

Когда мне задают вопрос, чем занимается HR бизнес-партнер, я привожу этот пример. Это удивительная работа. Подготовиться заранее невозможно. Предсказать действия партнеров – нереально. Только в одном можно быть уверенным: все пойдет совсем не так, как ты запланировал. Поэтому чуть ли не самым главным навыком HR-партнера должна быть способность работать в режиме непредсказуемости и эджайла. Конечно, это не отменяет необходимости серьезной подготовки и ответственного планирования, как и постоянного развития, однако при отсутствии «мягких навыков», таких как адаптивность, гибкость и спонтанность мышления, эмоциональная зрелость, и при отсутствии навыка импровизации (а это именно навык, и его можно и нужно тренировать) даже самый опытный специалист «долго не протянет» в этой профессии. Кстати, сейчас даже некоторые бизнес-школы вводят курс искусства импровизации в свою программу.

improvisation-min

Недавно в интернете я наткнулась на правила поведения стендапера во время выступления. С удовольствием приведу их здесь, так как они хорошо ложатся и на HR-практику:

  1. Слушай, чтобы понять, а не чтобы ответить; не перебивай. В шахматной школе, кстати, меня учили садиться на руки, чтобы не хвататься за фигуры и «пересиживать» первый порыв сделать ответных ход.
  2. Будь благодарным: любую реплику начинай со слова «спасибо».
  3. «Да, и…» – это означает, что что бы ни предложил тебе твой партнер, ты продолжаешь это фразой «да, и..» или «да, но…».
  4. Будь конкретным четко обозначай, кто/что/где/когда/почему/зачем в первых двух предложениях, и уточняй, «правильно ли я понимаю, что…».
  5. Отдавайся полностью процессу, как актер полностью погружается в роль и живет в ней.
  6. Не забывай про эмоции, а именно – про эмпатию. Это H2H[1] профессия, другими словами – мы здесь ради людей.

«Учи матчасть»

А теперь я скажу почти что противоположное вышесказанному: умение импровизировать – это очень важное качество, но правильная подготовка решает все. Она из моих начальниц, проницательная и остроумная женщина, любила повторять: «Ты придумаешь, как это сделать, сориентируешься на месте, но сначала – учи матчасть». И это не просто верно, это – правильно. Причем важны знания не только в области управления персоналом, а по большей части в смежных областях: в психологии, финансах, менеджменте, производстве. Я уже не говорю о том, что понимание специфики и динамики бизнеса и отрасли, в которой бизнес работает, исключительно важно для любого HR бизнес-партнера.

Возможности для подобного обучения весьма обширны: каждый день перенимать знания и опыт коллег-эйчаров в своей же компании, посещать форумы, где можно получить массу полезной информации о внедрении лучших практик, читать бизнес-литературу и периодику. Без теории и опыта ничего не получится.

И про удовольствие

Однажды коллега рассказывала мне о том, как она занялась серфингом.  Это состоявшаяся умная, очень красивая женщина поехала учиться серфить в свои блистательные 40 лет. Ее било волной, доской, опрокидывало и переворачивало, это было не просто тяжело, это было почти что невозможно. Сначала она злилась и страшно переживала, но вы бы видели ее горящие глаза, когда она это рассказывала. В какой-то момент она поняла элементарную, но очень важную вещь: ты можешь обижаться на волну, обвинять ветер, воду и даже гравитацию; или же ты можешь принять ситуацию (стихия есть стихия) и просто ловить волну, получая удовольствие от процесса. Это стало для меня открытием.

HR бизнес-партнерство – это именно серфинг, причем практически всегда в условиях шторма. Но как только ты поймал волну и научился в ней жить, импровизация становится не просто удовольствием, она становится стилем жизни.


[1] Human to Human (по аналогии с Business to Business и Business to Customer) 

 

 

Копирование и любая переработка материалов с сайта neohr.ru запрещены



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Представьтесь:


*Комментарий:




Копирование и любая переработка материалов
с сайта neohr.ru запрещены

Copyright © Neo HR 16+

Реклама: оставить заявку
О проекте | Политика конфиденциальности

Сетевое издание Neo HR. Свидетельство о регистрации средства массовой информации в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
ЭЛ № ФС 77 – 57596 от 08.04.2014 | Московская область
Учредитель: Ильин И.К. | contactus@neohr.ru | 8|925|3625348