28.01.2016 03:11
Гайдаровский форум - 2016
В этом году на Гайдаровском форуме состоялась экспертная дискуссия «Россия ищет таланты: создаем конкурентоспособность будущего сегодня», посвященная вопросам привлечения и удержания персонала. Neo HR приводит тезисы из выступления Сергея Гиля, научного руководителя Университета Талантов (Татарстан), из которых становится понятно, что под HiPo работодатели часто понимают не то, что нужно, почему KPI вузов далеки от KPI компаний и KPI самих студентов и что профориентацию нужно начинать с 5-го класса общеобразовательной школы.
О HiPo и управлении талантами
«На сегодняшний день понятийный аппарат, связанный с компетенциями, отбором и методиками отбора, уже устоялся. Но проблема заключается в другом: эти KPI, которые есть у всех сегодня – у компаний, образовательных организаций, молодежи, – совершенно не совпадают, ни друг с другом, ни с задачами развития».
«Пытаясь разобраться с понятием «управление талантами», мы в Татарстане задали простой вопрос: кому нужна та самая талантливая молодежь? Это была совершенная провокация. И мы констатировали, что люди, которые занимаются персоналом в компаниях, этот термин не любят. Потом мы выяснили, что под HiPo они понимают просто наиболее способных в линейных компетенциях. В то время как те самые HiPo, которые нужны стране в нынешних экономических условиях, – это люди, которые должны создавать новые рабочие места и новые продукты. И в этом направлении пока еще никто ничего не проектировал».
О кадровом притоке и линейном подборе
«Когда мы говорим о теме управления талантами, мы все же должны очень точно дифференцировать две позиции. Первая: есть система отбора и кадрового притока для устоявшихся должностей, и сейчас она работает блестяще. Все компании конкурируют друг с другом относительно того, у кого круче модель притока. Малому и среднему бизнесу действительно в данном случае хуже всех, потому что у него просто нет денег. А у всех остальных в целом все отлично. Все давно уже контактируют с вузами и давно уже не пытаются модернизировать вузы изнутри, потому что понимают, что KPI вуза вообще никак не связан с KPI компании. И что бы мы ни делали, невозможно соединить ужа и змею. Поэтому противоречие между вузами будет преобразовываться компаниями только либо на уровне личных позиций тех людей, которые заинтересованы в молодежи, либо на уровне медленной стыковки стандартов образования.
Второе: если мы говорим о линейном подборе, в том числе о HiPo-молодежи, то тогда было бы неплохо разделить несколько ниш. Есть ниша 5-9 классы, подразумевающая длинную профориентацию. При этом мы не должны забывать, что в профориентации ключевое слово – профессиональные пробы. И их должно быть не менее 20 в истории жизни ребенка с 5-го до 9-го класса, чтобы у него хотя бы навигатор в мозгах работал. Навигатор – это когда он понимает, что у него получается и хочет учиться там, где ему помогут получить опыт.
Вторая ниша – это 9-11 классы. Она связана с тем, что нужно очень точно концентрировать внимание на интеллектуальных способностях и на тех самых softs skills. Но тут надо уточнить, какие именно навыки мы хотим – навыков гибкого наемного работника (с ними-то у нас все круто) или навыков, связанных с новой технологической революцией, чтобы они подходили под то оборудование, которого нет, и под те технологии, которые должны создать сами таланты. А это значит, что все конкурсы и игры должны проводиться не по решению банальных кейсов, а по созданию того, чего нет».
О крутых кейсах и конкуренции на глобальном уровне
«Пока мы не конкурируем с самой глобальной игрой, которая называется не WorldSkills, а «Одиссея Разума». Это всемирная глобальная игра на развитие творческого мышления и продуктивности. Ей более 50 лет. Ее благополучно используют Госдеп США и NASA. И она есть в Российской Федерации. Самые талантливые дети, раз в год играющие в эту игру, имеют возможность раз в год поехать в США и там решать самые крутые кейсы по космонавтике, робототехнике и другим направлениям. И у них там точно есть заказчики».
О главном недостатке высшего образования
«Что касается высшего и среднего профобразования… Среднее профобразование уже пришло в адекватное состояние: у выпускников есть точная мотивация труда, зарабатывания денег и очень быстрого роста, по возможности роста предпринимательского или качественного статусного. Со студентами вузов все намного сложнее. Есть такой вуз – Балтийский федеральный университет, там есть самая крутая в стране предпринимательская магистратура, которая построена по принципу наставничества. Так вот первый квартал мои коллеги в этой магистратуре занимаются преодолением главной деформации бакалавра-выпускника – они учат его работать. Бакалавр не понимает, что ему в статусе магистра нужно будет работать, а не просто приходить на лекции и слушать. Потому что сама структура высшей школы не предполагает освоения профессиональной деятельности. А ведь именно это способствует тому, что человек влюбляется в профессию».
Автор: Инга Хамми
Фото: ГК АКИГ
Копирование и любая переработка материалов с сайта neohr.ru запрещены
Комментарии
Комментариев пока нет