Оценки не нужны, если никуда не хочется идти

« Назад

29.03.2017 05:15

Авторская колонка Гаи Гниденко, старшего консультанта и руководителя проектов по оценке персонала.

Если в последние год-полтора вы получили не самую приятную в жизни обратную связь, этот материал для вас. Если прочитали отчет по ассессменту и не согласились с ним. Принимать или не принимать обратную связь – решайте сами. Но помните: если обратная связь есть, значит, миру есть до вас дело.

Материальный мир

Мадонна справедливо утверждает в своей песне, что мы живем в мире материальном, где все имеет цену, выраженную в деньгах, во времени, внимании, одобрении. Самая распространенная форма цены после денег – оценка от других людей. Лайки и репосты приносят известность, зажигают труднопреодолимое желание получить еще, еще, еще!

Люби меня, люби

Человек радуется, увидев лайк в реакции на свое сообщение, и расстраивается, если долго ни от кого не получает заветный «палец вверх». Валюта меняется, а смысл остается: нам очень хочется получать одобрение, хорошие оценки. Но у меня для всех плохая новость: мы не умеем получать хорошие оценки. Плохих оценок мы избегаем, мы их не принимаем, обесцениваем, простите за каламбур, а хорошие получать не умеем.

feedback

Кто обзывается, тот сам так называется

Моя консультантская практика на 50% состоит из предоставления обратной связи: участникам ассесcмент-центра и психометрической оценки, менеджерам по их командам и т.д. Из года в год ситуация не меняется: положительную обратную связь люди воспринимают в лучшем случае как должное, а в большинстве случаев игнорируют. С негативной обратной связью веселее: ее редко игнорируют, а вот отрицают и обесценивают постоянно. На выходе получается, что и сильные стороны – не про меня, и слабые стороны – не про меня. Зачем такая обратная связь? «А? Э… Так-то, дружок. В этом-то все и дело…»

Теперь ты мой

Мне хотелось избежать соблазна обобщений, но я, пожалуй, поддамся ему. Людей, которые с первого раза открыто и жадно принимают обратную связь, единицы. Парадокс в том, что истории про таких людей невыносимо правильные и оттого скучные. Прислушался к обратной связи, задал вопросы, высказал свою позицию, спланировал шаги по развитию. Я больше люблю упрямых, до которых еще надо «достучаться», найти подход или подъезд на экзотическом животном.

Ты меня не знаешь!

Андрей – участник ассессмента, менеджер высокого уровня, получил обратную связь от консультанта и отчет с результатами, резко отреагировал на оценки и написал в службу персонала гневное письмо. Основная суть претензии Андрея заключалась в том, что эксперты не смогли его глубоко оценить, раскрыть потайные «места силы» и зафиксировали в рекомендациях по развитию то, что уже написано в его индивидуальном плане развития.

Докажи, что я неправ

Читая его письмо, я едва скрывала радость. Во-первых, я была рада за экспертов: молодцы, оценили корректно и выявили действительно его зоны развития и дали актуальные рекомендации. Во-вторых, я в очередной раз подтвердила свою гипотезу: раздел отчета о сильных сторонах люди читают либо по диагонали, либо не читают вовсе. Дело не только в набившей оскомину «ошибке атрибуции»[1], но и в стремлении поскорее опровергнуть наличие у себя каких-либо недостатков.  В случае Андрея обида и досада были на оценки 1,5 и 2, для человека, привыкшего к российской системе школьных оценок – это однозначно «плохо». 

О чем говорит оценка?

Мне в жизни повезло. Когда я училась в университете, нам выставляли оценки по 10-балльной шкале. После школьной 5-балльной системы оценок это было непривычно. С другой стороны, расширенный диапазон баллов давал более точную оценку того, как студент усвоил материалы занятия или курса. 10 – идеально, 9 – тоже отлично, но есть куда расти. И так далее. К тому же курсы статистики, математических методов в психологии и психодиагностики помогли мне сформировать взрослую позицию относительно любых шкал оценки: не делай вывод про оценку, пока не разобрался в шкале и ее градациях. Казалось бы, банальный вывод, но почему-то либо не все к нему приходят, либо не во всех вузах к нему приводят преподаватели.

Школа кончилась, отметки остались

На работе человека продолжают оценивать: ставят баллы, устанавливают показатели, относят к категориям. Школьные и университетские отметки можно пересдать, но в бизнесе возможность исправить оценку появляется только в следующий «отчетный» раз: причина низкой или недостаточно высокой оценки, как правило, уже отразилась на показателях бизнеса. И это если говорить именно о профессиональных показателях и оценке результативности. Если же сместить акцент на оценки по ассессменту, то ситуация осложняется: личностно-деловые характеристики не оказывают явного влияния на бизнес-показатели, его крайне сложно измерить. И любая оценка личности принимается человеком в штыки — меня назвали плохим человеком.

Бояться, но сделать

Вернемся к Андрею. Он успешен, компания его ценит, его номинировали на ассессмент — дали возможность посмотреть на себя со стороны управленческих компетенций. В ассессменте он проявил себя как живой человек со своими сильными и слабыми сторонами: ориентированный на задачи, но не всегда готовый войти в положение другого человека; обладающий глубоким пониманием своего бизнеса, но не стремящийся расширять свой кругозор и выходить за рамки привычной среды. Он согласен со всем, что написано в тексте, но не согласен с цифровым выражением оценок. Цифры продолжают владеть нашим восприятием и мешают объективно интерпретировать реальность. Уберем цифры – получим полное согласие с выводами.

Если вас оценивают, значит, это кому-нибудь нужно

Проблема остается. Нельзя просто взять и убрать цифровое выражение оценок. Негативная реакция на «низкие оценки», давайте признаем, говорит о проявлении детской позиции. Функция любой оценки – поместить человека на шкалу, чтобы он понял, где находится. Только поняв отправную точку, можно спланировать маршрут. А если идти никуда не хочется, то оценки не нужны. Выбор за вами.



[1] Фундаментальная ошибка атрибуции – склонность человека приписывать причину успехов самому себе, а причины неудач искать во внешних обстоятельствах.

Копирование и любая переработка материалов с сайта neohr.ru запрещены



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Представьтесь:


*Комментарий:




Копирование и любая переработка материалов
с сайта neohr.ru запрещены

Copyright © Neo HR 16+

Реклама: оставить заявку
О проекте | Политика конфиденциальности

Сетевое издание Neo HR. Свидетельство о регистрации средства массовой информации в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
ЭЛ № ФС 77 – 57596 от 08.04.2014 | Московская область
Учредитель: Ильин И.К. | contactus@neohr.ru | 8|925|3625348