09.08.2019 09:03
Авторская колонка предпринимателя, сооснователя «ЦКБ 42» Сергея Федоринова. |
Мы живем в удивительное время. Автомобили без водителя, дроны, доставляющие посылки, чат-боты, принимающие заказы вместо оператора – все эти достижения принесла 4-я промышленная революция. С развитием технологий пришел и страх, что человеку будет сложно конкурировать с роботами.
Как оставаться востребованным в digital-эпоху? Какие качества и навыки нужны, чтобы не уступить машине свое место в компании?
Мир всерьез обеспокоен экспансией машин. Сегодня автоматизированные механизмы успешно замещают людей по многим направлениям. К примеру, австралийская компания Fastbrick Robotics разработала робота Hadrian X – он способен укладывать 1000 стандартных кирпичей за один час. Это задача, для выполнения которой два человека-каменщика потратят большую часть дня.
Стартап из Сан-Франциско Simbe Robotics представил Tally. Этого робота компания назвала «первым в мире полностью автономным решением для аудита и аналитики». Он «бродит» по проходам в супермаркетах вместе с покупателями в обычные рабочие часы и контролирует полки, проверяет наименование, цены и выкладку товаров. Все это вызывает серьезную обеспокоенность за перспективы людей в будущем – всех ли заменят машины?
В отчете McKinsey & Company указывается, что к 2030 году 800 млн рабочих по всему миру смогут заменить роботы. Согласно данным исследования, в более развитых странах, таких как США и Германия, до трети сотрудникам к 2030 году потребуется освоить новые навыки и найти новую работу. В странах с экономикой, подобной китайской, примерно к этому году около 12% работников придется сменить профессии.
Навыки, которые не передать машинам
Какими же качествами и навыками нужно обладать, чтобы выдержать конкуренцию с искусственным интеллектом? Очевидно, что hard skills (технические, «жесткие» навыки) могут быть адаптированы искусственным интеллектом, и это уже происходит. Появляются роботы-бухгалтеры, роботы-стенографисты и даже роботы-юристы.
А что насчет soft skills (гибких или «мягких» навыков), таких как общение, эмпатия, интуиция и другие? Эти качества по-прежнему присущи человеку. И здесь нас роботами пока не заменить. Интересно, что востребованность гибких навыков не уменьшается, а напротив, растет наравне с автоматизацией.
Опрос, проведенный Wall Street Journal среди 900 руководителей, показал: 92% респондентов заявили, что умение работать с людьми одинаково важно или важнее, чем технические навыки. При этом 89% руководителей испытывали трудность с поиском кандидатов с подходящими гибкими навыками. Похожие данные приводит и социальная сеть для профессионалов LinkedIn. По ее данным, на сегодняшний день 57% топ-менеджеров считают «мягкие» навыки важнее «твердых».
Как оставаться вне конкуренции в digital-эпоху
На мой взгляд, можно выделить несколько направлений в развитии компетенций, где машины не заменят людей.
Первое направление – развитие чувств и качеств, связанных с взаимодействием:
-
Эмоциональный интеллект – навык, с помощью которого человек понимает собственные и чужие эмоции. Интуиция, эмпатия незримо, но очень четко насыщают продукт и создают ту ценность для потребителя и теплоту, которую машины не смогут обеспечить.
-
Способность убеждать. Обладать отличным продуктом, платформой или концепцией – это одно, но не менее важно уметь убеждать людей покупать это.
-
Сотрудничество или командный дух. Тот, кто предпочитает работать только для своего личного развития и быть единоличным владельцем своей славы, рискует потерять место. Предпочтения отдают сотрудникам с командным духом – тем, кто прислушивается к другим и совместно принимает решения, целью которых является устойчивое развитие компании.
Второе направление– это умение работать с неопределенностью на так называемых длинных горизонтах. Когда машина уже не может просчитать, ее логика не срабатывает. Сегодня многие аналитические агентства, которые пытаются внедрять у себя искусственный интеллект, признаются, что аналитики-люди совершают гораздо меньше ошибок в длинных прогнозах.
Третье направление – творчество. Несмотря на то, что роботы отлично умеют оптимизировать старые идеи, организациям больше всего нужны креативные сотрудники, способные предложить решения будущего с актуальностью и новизной. Творчество может проявляться в том числе как поиск инноваций. Сотрудник, который идет вперед и вводит новшества, является движущей силой для компании.
Четвертое направление – это организационные и управленческие навыки:
-
Тайм-менеджмент – это умение способствует развитию карьеры и очень полезно в современном мире, когда внимание постоянно на что-то отвлекается.
-
Гибкость и адаптивность: это означает гибкость в поиске и освоении новых навыков, легкость в принятии изменений и способность справляться с непредвиденными ситуациями.
-
Критическое мышление – способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую бездоказательную информацию, но при этом открыт для новых идей и методов.
Найти свое место в мире роботов
Цифровое будущее не так печально. Люди и машины смогут работать вместе. Автоматизация не заменит потребность в творческом мышлении, решении проблем, лидерстве, командной работе и инициативе. Однако люди могут использовать технологии, чтобы сделать мир лучше.
Одна из отраслей, в которых наблюдается активное внедрение робототехники и ИИ, – медицина. Теперь у нас есть роботизированные и искусственные инструменты, которые могут ставить удивительно точные диагнозы и выполнять сложные операции. Мы потеряли врачей из-за этой технологии? Ответ – «нет». Врачи просто научились использовать новые технологии для улучшения здравоохранения.
Роботы и искусственный интеллект наверняка заменят рабочие места – в основном скучные, низкоквалифицированные и опасные, освободив время людей на более ценные вещи. И это, пожалуй, станет одним из самых важных достижений 4-й промышленной революции.
Актуальные и интересные HR-кейсы в нашем Telegram. Подписывайтесь на канал!
Копирование и любая переработка материалов с сайта neohr.ru запрещены
Комментарии
Комментариев пока нет