12.12.2024 14:26
Олеся Забелина, HRD компании «Ситистафф», анализирует ключевые навыки руководителя, которые помогают мотивировать команду и достигать результатов.
Поговорим о навыках, необходимых руководителю…нет, не в 2025 году. Они были нужны всегда, я не изобретаю велосипед. Однако есть одно сильное изменение — прошло время жесткого управления. Сейчас кандидаты выбирают требовательного, но искреннего человека у руля. Для них важен баланс рабочей и личной жизни. Он скажет все спокойным тоном, без крика. Он хорошо знает, что такое делегирование, и дает возможность самому принимать решения.
Согласна с аналитиками Русской Школы Управления. Их исследование показало, что в арсенале эффективного руководителя в числе прочего должны быть стратегическое мышление, делегирование полномочий, умение управлять командой и эмоциональный интеллект. Большинство опрошенных считают, что для продуктивной работы начальнику необходимо пройти курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки.
Руководителя подбирают под компанию и отрасль. Сложно представить бывшего военного начальника, который сегодня заведует детским садом. Далее описываю 10 навыков, которые помогут любому управленцу. Говорю, опираясь на личный опыт: они действительно работают!
Умение выстраивать коммуникации
Самый важный навык любого человека. В коммуникациях очень помогает эмпатия. Прислушивайтесь к подчиненным, вникайте в их проблемы и учитывайте их мнение. Недавно посмотрели с ребенком мультфильм «Лео», в котором персонажа учили строить общение. В итоге девочка стала своей — ее приняли в классе. Хорошие коммуникации с самого детства способствуют более эффективному обмену информацией.
Софт-скиллы идут наравне с хард-скиллами. Многие современные опросы говорят нам об успехе в любой профессии, если человек обладает высоким уровнем первых.
Лидерство
Ведите людей за собой, вдохновляйте и мотивируйте их. Не всегда лидером будет руководитель. Если же так совпало, то работа покажется каждому сотруднику приятным увлечением. Хороший лидер умеет поддерживать свою команду в трудных ситуациях, оказывая помощь и поддержку, а также внушая доверие к своим действиям и решениям. Он всегда поможет увидеть смысл и ценность в работе.
Тайм-менеджмент
Хороший руководитель владеет искусством расстановки приоритетов. Уходите от текучести и избавьтесь от «похитителей времени». Ориентируйтесь на формулу «сильная команда = доверие руководителя = успешный руководитель = положительный результат команды». Для ее реализации нужны самостоятельные, внимательные и проактивные сотрудники. Вы в свою очередь должны уметь делегировать и выстраивать процессы. Дайте подчиненным свободу — не стойте над душой. Подключайтесь к результату, только если не удается достичь целевых показателей.
Команда — единый механизм, а управленец — наладчик
Стратегическое мышление
Анализируйте данные, смотрите на процессы сверху и планируйте долгосрочные перспективы. Это поможет создать ясное направление действий и выстроить планы развития. С таким навыком удастся смотреть на вещи под непривычным углом и находить нестандартные способы достижения целей, наблюдать за рынком и его тенденциями. Стратегическое мышление поможет укрепить конкурентные преимущества, выделиться на рынке и сохранить устойчивый рост.
Делегирование
Важно донести сотрудникам, зачем нужна та или иная задача. Формулируйте ее так, чтобы исполнитель понял. Руководителю крайне важно свести микроменеджмент до нуля. Начальник подобно рентген-аппарату четко видит все сильные стороны сотрудников и на основе этого перераспределяет задачи. Так ему будет проще сосредоточиться на стратегически важных целях, оптимизировать использование времени и ресурсов.
Ответственность
Ни с чем не сравнить ту ответственность, которую несет руководитель. Нужно создать такую атмосферу, чтобы все были причастны и понимали свою роль. Каждый участник должен знать рамки своей ответственности. И, конечно же, хороший руководитель всегда возьмет удар на себя, но потом проработает ситуацию в команде.
Хороший руководитель никогда не ставит себя на первое место, даже если объективно он приложил больше всего усилий для достижения результата.
Признание ошибок
Навык силы мудрости. Каждый человек ошибается — это нормально. Я всегда признаю свою ошибку перед членами команды и своим директором. Руководитель может извиниться, если есть причина. Так он вырастет в глазах команды и подаст хороший пример, продемонстрирует честность, уважение и способность к самокритике. Еще признание ошибок помогает идентифицировать проблемные моменты и находить способы их устранения.
Полезные контакты
Вы, вероятно, спросите — какой же это навык? Я поспорю. Не каждый умеет находить полезные контакты и пользоваться ими с умом.
Я работала с генеральным директором крупного завода и заведующим кафедрой технического университета. Он знал буквального каждого большого человека, который может повлиять на ту или иную ситуацию. Его телефонную книжку мы тогда называли золотой. Когда было необходимо, всегда просили дать контакты нужных людей. Пользуюсь этой возможностью, хотя давно уже работаю в другой компании.
Рекомендую вам научить команду сохранять контакты и писать к ним комментарии. Научитесь выходить на нужных людей, поздравлять их с праздниками для выстраивания дружеских отношений и всегда оставаться на связи.
Спокойствие
Мой навык текущего года. В 2024-м поняла свой рост. Команда ценит меня за то, что я спокойный руководитель. Коллеги знают, что уверенно принимаю даже самые сложные ситуации, моменты, проблемы.
Своему отделу я постоянно говорю: «Если что-то случилось — выдохните. Давайте все обдумаем». Руководитель должен уметь анализировать ситуацию, не поддаваясь эмоциям. Это снизит тревогу подчиненных и поможет принять обоснованное решение.
Моя команда постоянно дает обратную связь. Так мы смогли спокойно взвесить все за и против и найти цепляющие моменты, позволяющие привести любую проблему к положительному результату. Я ребятам показала пример спокойствия — за это они меня благодарят.
Человечность
Часто говорю своим сотрудникам: «Забудьте, что я HR-директор. В первую очередь вы для меня не сотрудники, а люди». Представьте: из компании увольняется специалист. Пришел он к вам на беседу. Если почувствует, что вы проявляете к нему интерес, а не пытаетесь сделать все возможное, чтобы он остался работать, то доверия будет в разы больше. Да, он однажды может поменять компанию, но вашу человечность запомнит.
Сотрудник может вернуться в родную компанию, ведь она — про людей. Именно вы, являясь лицом организации и работая каждый день с ним бок о бок, транслировали ему ценности, в том числе на выходном интервью.
Каждый навык можно проработать и воспитать в себе. Начните изучать их каждый день и старайтесь соответствовать всем критериям. Все точно получится!
Автор: Олеся Забелина, HRD компании «Ситистафф»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и читайте уникальные HR-новости!
Копирование и любая переработка материалов с сайта neohr.ru запрещены
Предложить свою статью для публикации