20.11.2014 00:26
Денис Запиркин, независимый эксперт и консультант по развитию бизнеса и оптимизации процессов. Сертифицированный инструктор Carnegie Mellon University (2006). Прошел путь от программиста до вице-президента консалтинговой компании. Работал в Microsoft Business Solutions, где вел наиболее сложных и важных партнеров компании. 10 лет опыта работы с брендами мирового уровня и SMB-компаниями: создание и развитие бизнеса (B2B, прямые и партнерские продажи). Достижения: сделка года в мультимиллионной организации, реализация более 15 бизнес-планов, построение более 10 успешных организаций.
В этой статье несколько конструктивных идей, которые сработали в другие непростые времена — кризисы 1998-го и 2008-го и турбулентные периоды в отдельных нишах.
Делать оценки и строить прогнозы — неблагодарное занятие. Так же, как и рассуждать об изменениях в экономике и о трендах развития бизнеса в период объявления все новых и новых санкций с любой стороны, с любым обоснованием. И эти обстоятельства заставляют мир, рынок и клиентов очень быстро меняться. И если вы хотите адекватно и с выгодой реагировать на эти изменения, нужно строить предположения, делать выводы и принимать решения.
Кто боится санкций? Два типа людей. Первые — те, кто ничего не понимает и от неопределенности начинает нервничать и бояться. Вторые — предприниматели, осознавшие, что санкции точно принесут прямой вред им и их бизнесу.
Эти правила, справедливые для любых малоожидаемых изменений политического, макроэкономического, рыночного или нишевого масштабов. Поэтому и проверенные инструменты по работе с этими изменениями продолжают быть действенными.
Разобьем инструменты-методы на следующие категории:
1) сделать прямо сейчас,
2) сделать уже вчера,
3) делать завтра будет поздно.
«Сделать прямо сейчас»
Проведите аналитику новостей, максимально приближенных к первоисточникам и информагентствам, а также официальных источников. Не пытайтесь исследовать соцсети и блогосферу, там слишком много эмоциональный оценок и мало фактов.
Что нужно искать?
- Санкции, которые затронут лично вас (например, вы зачислены в какой-то список).
- Санкции, напрямую затрагивающие ваши интересы и ваш бизнес (например, ваш банк теперь не имеет права вести операции с контрагентами или ваш единственный поставщик оказался на территории, с которой невозможно осуществлять бизнес-деятельность).
- Санкции, которые повлияют на вашу нишу, отрасль или на ваш рынок (например, вы продаете продукцию, попадающую под ограничения импорта или экспорта).
- Санкции, влияющие на макроэкономические показатели, но способные так или иначе коснуться вашей деятельности (негативная динамика на бирже или нежелательные изменения курсов валют).
Что дальше?
Если список пуст, можете на время расслабиться, но продолжайте регулярный мониторинг, чуть чаще, чем вы делаете аналитику законодательства, рынка и конкурентов. Если что-то нашли, не паникуйте: сделайте SWOT-анализ и выработайте четкий реалистичный план по работе с рисками. Ничего сложного.
«Сделать уже вчера»
В этой группе исключительно практические вещи, которые, если вы не делали раньше, имеет смысл сделать прямо сейчас.
Во-первых, где ваше vision?
Концепция, видение, или как вы это называете, если вообще вспоминаете это слово.
Есть ли у вас видение? Четко сформулированный на бизнес-маркетинговом-продуктовом языке документ. Когда последний раз вы его открывали, насколько он актуален? Если нет, берите и пишите. Не умеете? Найдите тех, кто поможет.
Если видение устарело, актуализируйте. Если с документом все в порядке — мои поздравления!
Почему это так важно? Мировая статистика по всем кризисам показывает: в непростые времена 80% выживших компаний имели видение, то есть, несмотря на трудности и меняющиеся условия, понимали, куда, зачем и как они идут. И могли четко скорректировать траекторию своего развития. Без стратегии люди начинают паниковать или делать непродуманные, неадекватные решения, что приводит зачастую к гибели или существенному отставанию от конкурентов.
Во-вторых, где ваша модель диверсификации? Есть такая?
Тут те же вопросы и предложения, что и с видением. Более короткий (по сравнению с vision) документ, в котором вы написали (или сейчас напишете), где ваши слабые места с точки зрения рисков одного канала, одного клиента, одного продукта, одного поставщика и так далее. Одно — в бизнесе всегда очень плохо, потому что очень рискованно. Проведите работу по поиску вариантов диверсификации. Именно в сложные кризисные времена связи начинают трещать по швам. Рецепт тот же: сначала анализируете (или актуализируете, потом анализируете), ну а дальше ищете варианты и укрепляете свою бизнес-устойчивость.
«Делать завтра будет поздно»
Пусть это прозвучит банально, но любой кризис, будь то резкие изменения рыночных условий, экономики, политики или санкции, таит в себе возможности. И этим было бы странно не воспользоваться. Поймите, предположите, спрогнозируйте, как в условиях санкций будут меняться клиенты, конкуренты и рынок, и сделайте с этим что-нибудь. Как можно быстрее.
Есть ли у вас план быстрого сжатия?
Сделайте его, продумайте, что, кто и когда будет делать в вашей компании, если в течение нескольких недель нужно будет срочно сжаться, сократиться, оптимизироваться. Всякое бывает, и главное — быть готовым! Если произойдут негативные изменения, вам не придется в суете принимать важные решения, вы просто спокойно реализуете заранее подготовленный план. Так будет не только спокойнее и быстрее, но и дешевле, чем тушение пожара в панике.
Есть ли план быстрого роста?
Обстоятельства могут измениться не только в худшую, но и в лучшую сторону. Так что имейте заранее продуманный план: как воспользоваться возможностью, чтобы потом гордо рассказывать «и тут мне поперло...». Не упускайте возможности, которые несут с собой изменения, в том числе и санкции.
Источник: Контур.ру
Читайте также:
Искусство эффективных переговоров: советы от профи
15 способов выразить благодарность клиентам
Жизнь после банкротства: 5 компаний, вернувшихся с того света
Комментарии
Комментариев пока нет