Приказ Роструда от 01.02.2022 № 20 утвердил 78 новых проверочных листов. При подготовке к проверке ГИТ, особенно если речь идет о плановой проверке, работодателю теперь следует использовать именно эти чек-листы.
Что изменилось в 2022 году С февраля количество проверочных листов сократилось с 107 до 78, при этом они увеличились в объеме.
Кроме того, появились проверочные листы, которых ранее не было. Например, листы для оценки соблюдения законодательства по ведению трудовых книжек и для контроля за дистанционными работниками.
Почему ГИТ перешла на проверочные листы С 2017 года в отношении федерального государственного надзора в сфере труда стал применяться так называемый риск-ориентированный подход.
Это значит, что форма, продолжительность и периодичность проведения контрольных мероприятий стала определяться с учетом отнесения деятельности компании и используемых ею производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Критерии отнесения работодателей к определенной категории риска приводятся в
Постановлении Правительства РФ от 16.02.2017 № 197. Показатель риска рассчитывается по формуле, и от него зависит частота плановых проверок в отношении работодателя:
- высокий риск — 1 раз в 2 года
- значительный риск — 1 раз в 3 года
- средний риск — 1 раз в 5 лет
- умеренный риск — 1 раз в 6 лет
- низкий риск — плановые проверки не проводят
На сайте Роструда опубликованы
перечни работодателей, деятельность которых отнесена к соответствующей категории риска.
Кроме того, Роструд делится
планами проверок.
Форма и содержание проверочных листов Чек-листы, по которым теперь осуществляется проверка, представлены в формате таблицы.
В них содержатся:
- перечень вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении работодателем обязательных требований;
- реквизиты нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования;
- поля для внесения ответов на вопросы.
Из
ч. 11.5 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ следует, что при проведении проверки с использованием списка контрольных вопросов заполненный по результатам проверки лист должен быть приложен к акту проверки.
Наличие контрольных вопросов в чек-листах удобно для проведения внутреннего аудита кадровой документации. Если уделять внимание этому направлению, не придется в минимальные сроки исправлять нарушения и восстанавливать документы в случае обнаружения каких-то недостатков.
При подготовке к проверке или проведении аудита стоит помнить об отдельных категориях работников, к которым всегда возникает интерес у инспекторов: инвалиды, совместители, персонал с разъездным характером работы, сотрудники, работающие во вредных условиях труда и т.д.
Чем сайт Онлайнинспекция.рф полезен работодателям Несколько лет назад Роструд
запустил в эксплуатацию специальный сайт
Онлайнинспекция.рф, с помощью которого работодатели могут проверять правомерность планируемых или совершенных ими процедур.
Ресурс содержит различные интерактивные сервисы:
- памятки
- трудовой навигатор
- электронный инспектор
- банк типовых документов и др.
При формировании плана проверок в том числе учитываются результаты самопроверки работодателей на
Онлайнинспекции.рф.