05.11.2020 11:27
Советы экспертов финансовой отрасли, как подготовиться к собеседованию и какие навыки стоить прокачать. Рекомендации универсальные, будут полезны всем, кто находится в поиске работы, независимо от специальности.
Вы можете быть настоящим профессионалом своего дела, но в среднем на одну вакансию претендует 6-7 человек, поэтому важно уметь правильно показать себя на собеседовании. Ведь цель интервью не только узнать о ваших достижениях, но и оценить коммуникативные навыки — по данным опроса 2020 года, 37% работодателей в России называют их ключевыми при выборе кандидата. При этом финансовая сфера входит в топ-10 отраслей, где в последнее время наблюдается высокий спрос на специалистов, так что самое время действовать в поисках работы мечты.
Большинство кандидатов готовятся к собеседованиям заранее, репетируют ответы на стандартные вопросы об опыте и достижениях — работодатель это прекрасно понимает и все чаще старается избегать банальных тактик, чтобы узнать собеседника получше.
Вера Стародубцева, руководитель региональных офисов АССА в странах СНГ, расскажет о пяти каверзных вопросах, которые часто встречаются на собеседовании, а также о том, как стоит на них отвечать.
Вопрос 1. Почему вы хотите уволиться со своей нынешней работы?
Этот вопрос задают довольно часто, и неопытный кандидат невольно радуется возможности «поныть» о текущей работе, не понимая, что выставляет себя в негативном свете. Разговоров о том, что вам не по душе, нужно избегать — лучше сформулируйте, что именно привлекает вас на новом месте, что в новой работе станет наиболее комфортным и привлекательным.
Как можно ответить: «Мне очень нравится наш коллектив, поэтому уходить будет нелегко. Но на позиции, которую предлагаете вы, есть несколько интересных условий. Мне импонирует, что у вас большая компания, где много возможностей для роста и развития. Кроме того, я всегда хотел поработать с разными регионами и буду рад этой возможности».
Елена Дубинина, руководитель финансового департамента, сфера розничной торговли парфюмерией: «На подобный вопрос я отвечаю, что настроена на дальнейший карьерный рост и развитие. Ухожу, потому что ищу новые вызовы, чувствую энергию в себе, чтобы решать задачи, уровень которых выше по сравнению с текущими».
Вера Стародубцева, руководитель региональных офисов АССА в странах СНГ: «Менять работу — совершенно нормально, давно прошли времена, когда на одном месте люди работали десятки лет. Не стоит бояться этого вопроса и акцентировать внимание на причинах ухода, даже если было что-то, что вас совершенно не устраивало. Переключите ответ с “почему увольняетесь” на “почему ищете другую работу” — пришло время расти дальше, интересуют другие сферы, хочется применить новые знания на практике».
Вопрос 2. Какой самый большой минус у вашего нынешнего руководителя?
Даже если вы уверены в том, что у вашего начальника немало недостатков, не стоит говорить о них. Вместо этого постарайтесь упомянуть его положительные качества и привести пример задачи или проекта, над которыми вы работали вместе. Альтернативная стратегия — перейти к привлекательным аспектам должности, на которую вы претендуете.
Как можно ответить: «Не думаю, что было бы справедливо говорить о недостатках моего руководителя. Стоит отметить его целеустремленность и помощь сотрудникам. Кстати, именно он предложил мне повысить квалификацию и пройти обучение, что помогло мне в работе и открыло новые перспективы. Но сейчас я больше заинтересован в работе в технологическом секторе, где работает ваша компания, и мне хотелось бы развиваться именно в этой отрасли».
Елена Дубинина, руководитель финансового департамента, сфера розничной торговли парфюмерией: «Ответ на данный вопрос в негативном ключе недопустим, так как интервьюер сравнивает любого руководителя с руководством в своей компании и переносит ответ интервьюируемого на него. Говорить можно о положительных чертах своего руководителя — прямо не отвечая на заданный вопрос, но и не уходя от ответа совсем».
Вера Стародубцева, руководитель региональных офисов АССА в странах СНГ: «Можно попробовать сказать не о минусах руководства, а о стиле менеджмента, который вам наиболее комфортен. “Мне не очень близок микроменеджмент и контроль за выполнением даже незначительных задач, поэтому прежде всего я рассматриваю компании, где работа идет на результат”».
Вопрос 3. Почему вы не работали целый год?
У пробела в трудовой деятельности может быть много причин: сокращение или увольнение, отпуск по уходу за ребенком или восстановление после болезни. Чем длиннее этот пробел, тем больше вероятность, что работодатель будет сомневаться в вашей мотивации или квалификации. Если вас уволили, очень важно говорить об обстоятельствах увольнения коротко — в паре предложений. Долгая и детальная речь о разногласиях с вашим руководителем на прошлом месте работы могут вызвать сомнения у HR службы о вашей профпригодности.
Как можно ответить: кратко указав причину вынужденного пробела в трудовой биографии, продемонстрировать, что вы полны сил и готовы работать. Расскажите об образовательных курсах, которые вы прошли, профессиональных книгах, которые прочитали — важно показать, что вы не выпадали из профессиональной отрасли, не растеряли навыки и не станете долго нагонять пропущенное.
Елена Дубинина, руководитель финансового департамента, сфера розничной торговли парфюмерией: «Реалии рынка таковы, что людей с пробелом в год или два не приглашают на собеседование на руководящие должности. Особенно принимая во внимание текущее присутствие на рынке 8 млн безработных. Поэтому при ответе на данный вопрос нужно быть особенно аккуратным с аргументацией».
Вопрос 4. Что бы вы ответили, если я скажу, что вы не производите особого впечатления?
Такой вопрос иногда используется, чтобы намеренно расстроить соискателя и проверить, как хорошо человек держится под давлением. За вопросом может стоять желание показать, что интервьюер готов говорить прямо и оказывать давление — это может быть важным для соискателя, если собеседование проводится с будущим непосредственным руководителем. Если вам задают такой вопрос, то, возможно, вы действуете неуверенно или очевидно нервничаете.
В идеале, чтобы не услышать подобный вопрос, вы должны быть максимально хорошо подготовиться к собеседованию — часто помогает снимать себя на видео и репетировать ответы на ключевые вопросы. Так в разговоре вы снизите уровень волнения и не забудете рассказать обо всех своих достижениях и будете уверены, что выглядите профессионально.
Как можно ответить: «Возможно, я излишне нервничаю, но это не показатель моих профессиональных качеств. Думаю, произвести впечатление должна прежде всего работа, которую я выполняю — тогда мы сможем конструктивно обсудить, что можно усовершенствовать и какие навыки стоит развивать далее».
Вопрос 5. Почему мы должны нанять вас?
Такой вопрос заставляет соискателя говорить о своих сильных сторонах, и все-таки большинство отвечает на него несобранно или с долей высокомерия. Типичный ответ обычно выглядит так: «Трудолюбие — мое главное качество, я мотивированный профессионал своего дела. Хорошо владею навыками межличностного общения — умею работать с широким кругом клиентов, у меня большой опыт в коммерции». Согласитесь, звучит как обычное хвастовство.
Лучше всего отвечать на подобные вопросы, приводя доказательства своим словам. Намного лучше говорить с интервьюером о сильных сторонах с позиции ваших коллег, начальника или клиентов — так вы не выставляете себя слишком самонадеянно. Пользуйтесь фактами и цифрами, доказывающими вашу эффективность — это сделает вашу речь более убедительной.
Как можно ответить: «На последней аттестации руководитель оценил меня как отличного сотрудника, за эффективность и мотивированность я попал в топ-25% нашей команды. В прошлом году я сумел сократить расходы нашей команды на 3,8%. Также я умею работать с широким кругом клиентов — среди тех, с кем мне приходилось работать, были как пожилые семейные люди, так и молодые бизнесмены из крупных корпораций».
Три ключевых навыка, необходимые финансисту, который хочет делать карьеру
Борис Модестов, ПАО КАМАЗ, директор департамента экономики: «Я ищу людей, которые в первую очередь способны аналитически мыслить, — уметь обрабатывать информацию, большие объемы данных, делать из них верные выводы — это условие номер один. Второе, что необходимо — это работа в команде. Прозвучит банально, но я смотрю на этот навык более широко, как на умение находить компромиссы межфункционально. Экономисты во многом связующее звено между многими функциями, и чтобы хорошо работать экономистом или в корпоративном контроллинге, нужно отлично уметь налаживать контакты, правильно ставить задачи и заставлять людей их решать. Третье — широкий кругозор Человек не только должен понимать экономику или бухгалтерию, он должен широко смотреть на производство, технологии, ИТ».
Напоследок можно добавить, что на собеседованиях порой задают весьма личные вопросы — просят рассказать о любимой книге, наиболее запомнившемся путешествии, своем хобби. Не забывайте, что ответы на подобные вопросы тоже лучше заготовить заранее и не расслабляться, так как во время рассказа о любимом береге Италии рекрутер вполне может задать самый каверзный вопрос. Главное, не забудьте рассказать о том, как вы развиваетесь профессионально — какие книги читаете, мероприятия посещаете, какие проблемы кажутся вам наиболее интересными. Возвращая беседу в профессиональное русло, вы себя показываете как профессионала и опытного игрока, с которым стоит считаться.
Автор: Вера Стародубцева, Руководитель региональных офисов АССА в странах СНГПодписывайтесь на наш Telegram-канал и читайте уникальные HR-новости!
Копирование и любая переработка материалов с сайта neohr.ru запрещены
Предложить свою статью для публикации
Комментарии
Комментариев пока нет