26.03.2014 16:13
В переводе с английского нетворкинг (net — «сеть» и work — «работать») – это процесс, направленный на то, чтобы с помощью круга знакомых быстро решать возникающие проблемы. В деловой среде умение расширять сеть контактов помогает не только находить клиентов, но и нанимать талантливых сотрудников, выстраивать партнерские отношения, привлекать инвесторов.
Эксперт в области нетворкинга Алексей Кекулов вместо известного лозунга «Связи решают все» предпочитает использовать другой, менее амбициозный – «Связи могут многое». И с ним трудно не согласиться. Пролистав свою записную книжку, можно выудить оттуда как минимум 10 хорошо налаженных полезных контактов. Что же тогда говорить о компании, в которой работают десятки, сотни сотрудников, у каждого из которых есть своя записная книжка? Если собрать воедино контакты всех сотрудников, получится приличная сеть, причем затрагивающая различные направления деятельности. Скажем, недавно устроившийся к вам на работу маркетолог может иметь связи со СМИ и другими компаниями в своей профессиональной области, которые, безусловно, потенциально полезны для бизнеса.
Казалось бы, все это насколько очевидно, что не стоит тратить время на лишние объяснения. Однако, как показывает практика, в большинстве компаний только несколько ключевых сотрудников умеют и хотят работать с сетью контактов. Между тем, по законам современного бизнеса, нетворкинг должен быть неотъемлемой частью стратегии развития компании. А для этого нужно, чтобы все сотрудники понимали его преимущества и при случае могли легко рассказать о своей компании.
По словам Хэзер Уайт, основательницы Smarter Networking, существуют четыре основные причины, почему люди неохотно занимаются нетворкингом: внутренняя политика самой компании тому препятствует (например, высокая текучесть персонала), в большинстве своем персонал не обладает мастерством построения связей (люди боятся, стесняются, воспринимают нетворкинг как продажи, не видят смысла), менеджмент и персонал «шагают не в ногу» (не поощряется желание обмениваться контактами, от людей требуют быстрых результатов), взгляды групп и отдельных индивидов расходятся, что препятствует нормальному развитию связей (иногда люди могут «защищать» свои контакты в ущерб общему благу).
Что необходимо предпринять, чтобы вовлечь сотрудников в процесс нетворкинга? Нужны коммуникации, которые включают сразу несколько составляющих.
1. Тренинги
Для начала необходимо объяснить, что такое нетворкинг и в чем его польза. Для этого можно проводить различные собрания, тренинги и мастер-классы. Любой сотрудник, который желает развиваться (а других вы к себе не берете, верно?), сразу смекнет, что нетворкинг — дело важное. На таких тренингах самое главное — выяснить, какими связями уже обладают сотрудники, мотивировать их продолжать расширять сеть, научить делать это тактично, отдавая что-то взамен.
2. Книги
Понятие нетворкинга появилось в России сравнительно недавно, однако за рубежом о нем успели написать немало книг. Существует много полезной литературы на эту тему — например, «Никогда не ешьте в одиночку» Кейта Феррацци и Тала Рэза, «Связи решают все. Правила позитивного нетворкинга» Дарси Резака. Отберите полезную литературу для корпоративной библиотеки и посоветуйте ее сотрудникам.
3. Индивидуальный подход
Умением легко устанавливать контакты обладают далеко не все. Как отмечает Хэзер Уайт, «неестественных нетворкеров сложно конвертировать в естественных за сутки». Есть люди необщительные, уделяющие больше внимания другому, что им хорошо удается. При этом необходимо ценить каждого сотрудника, а тех, у кого возникают сложности с нетворкингом, мотивировать. В таких случаях полезно объяснить преимущества нетворкинга (для личных и профессиональных целей), помочь в разработке таких подходов, при которых «неестественные нетворкеры» могли бы чувствовать себя комфортно. Тот, кому сложно устанавливать контакты, может, например, заручиться поддержкой коллег или встречаться с нужными людьми на компанейских мероприятиях.
И не забудьте пополнить полку корпоративной библиотеки книгой «Нетворкинг для интровертов» Девора Зака.
4. Социальные сети
Куда без них в 21 веке? Помимо развлекательных «Одноклассников» и «ВКонтакте», существуют соцсети, которые заточены на расширение деловых контактов. Например, LinkedIn, последние несколько лет стремительно набирающий популярность в России. Есть ресурсы, уже построенные на самом процессе нетворкинга. Один из них — takepin.ru, где вы регистрируетесь через уже существующую страницу в другой социальной сети, а затем рекомендуете друзей в какой-либо области. То же делают и ваши друзья. Таким образом, становится легче найти необходимого вам специалиста — врача, механика Ferrari или хорошего повара. Кстати, сам создатель takepin.ru позиционирует свой ресурс как «первый онлайн-инструмент нетворкинга».
5. Вечеринки
Корпоративы — это не только возможность хорошо повеселиться. На них можно перезнакомить сотрудников, которые не сталкиваются друг с другом в офисе или редко работают вместе. Такие знакомства в неформальной обстановке можно тоже расценивать как нетворкинг.
«Естественных нетворкеров», людей, готовых легко обращаться и выстраивать отношения, не так уж и много. Но даже их иногда необходимо правильно направлять, чтобы извлекать наибольшую пользу для бизнеса. Будьте готовы к тому, что вам, возможно, придется напоминать им о том, чтобы они расширяли круг влиятельных контактов, совершенствовали свои soft skills (навыки межличностного общения), эффективнее использовали уже выстроенные сети контактов, ведь многие из тех, кто нарастил приличную сеть, ленятся о чем-то просить своих знакомых.
Автор: Дарья Мартыщук
Источник: Контур.ру
Читайте также:
5 радикально новых подходов к корпоративной культуре
Сэндвич-метод в обратной связи
10 тенденций, которые изменят будущее HR
Комментарии
Комментариев пока нет