06.02.2025 19:13
HeadHunter представил 15-й Рейтинг работодателей России по итогам 2024 года. В топ-5 вошли три банка, крупный ритейлер и FMCG-компания.
В списке финалистов оказались 1 729 компаний. По словам директора Бренд-центра hh.ru Нины Осовицкой, это на 15% больше, чем в предыдущем году. В целом увеличилось количество отраслей, которые представлены в рейтинге: теперь их 40 вместо 24. Также появилась детализация в IT-сфере и в сфере производства. В рейтинге работодателей России за 2024 год стало больше регионов – всего 72. При этом традиционно почти половину рейтинга составляют работодатели из двух городов-миллионников – Москвы и Петербурга.
У последнего рейтинга есть заметное новшество – это появление такого важного источника данных, как отзывы бывших сотрудников в Dream Job. С учетом того, что сегодня соискатели обращают внимание на место компании в рейтинге при выборе места работы, этот фактор имеет большое значение. Отзывы экс-сотрудников дают возможность составить более полное представление о работодателе.
Победители Рейтинга работодателей России – 2024
Общий Рейтинг составляется с учетом численности сотрудников. Есть 4 категории:
- Крупнейшие компании – от 5001 человек
- Крупные компании – от 1001 до 5000 человек
- Средние компании – от 251 до 1000 человек
- Небольшие компании – от 100 до 250 человек
Место работодателя определяется с учетом данных HR-анкеты, внутренней оценки eNPS, внешней оценки кандидатов, а также отзывов бывших сотрудников.
Топ-5 лучших работодателей среди крупнейших компаний
1 место, как и в прошлом году – у Альфа-банка.
2 место – ВТБ
3 место – Х5 Group
4 место – Газпромбанк
5 место – Mars
Топ-5 лучших работодателей среди крупных компаний
1 место – Лаборатория Касперского
2 место – Игорная зона «Красная Поляна»
3 место – Level Group
4 место – СберМаркетинг
5 место – 2ГИС
Топ-5 лучших работодателей среди средних компаний
1 место – Иви
2 место – AGIMA
3 место – Realweb
4 место – Студия Артемия Лебедева
5 место – ИЦ РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Топ-5 лучших работодателей среди небольших компаний
1 место – CROSS TECHNOLOGIES
2 место – TS Solution
3 место – Дом-Строй
4 место – Rabbit Group
5 место – Афиша
Посмотреть полный список финалистов Рейтинга работодателей России по итогам 2024 года
10 трендов в работе с персоналом 2025 года
Победители рейтинга поделились HR-практиками и определили контуры дальнейшего работы с персоналом с учетом текущих факторов.
Фото: РИА Новости
Делимся ключевыми трендами, которые определяют стратегии управления персоналом в 2025 году.
Тренд 1. Экосистемность в работе с персоналом, концепция клиентского пути в HR
Модная сегодня концепция экосистемности применима не только к бизнесу в целом, но и к работе с людьми в частности, где взаимосвязанность и взаимозависимость различных программ и практик дает конкретные HR-результаты.
В Альфа-банке перешли к концепции Total Employee Experience. По словам HR-директора Альфа-банка Марата Исмагулова, все продукты и сервисы, которые так или иначе окружают сотрудников компании и необязательно находятся в сфере ответственности HR, компания совершенствует с учетом продуктового подхода. Важно, чтобы они были удобными и интуитивно понятными, имели единый интерфейс.
Альфа-банк второй год подряд выходит на 1 место в Рейтинге работодателей России.
Фото: РИА Новости
Тот факт, что в пятерку лидеров Рейтинга вышли три банка, руководитель департамента по работе с персоналом – старший вице-президент банка ВТБ Глеб Ермаков считает неслучайным. Сегодня банки работают на суперконкурентном рынке и по сути являются флагманом экосистемности.
Чтобы быть успешным на рынке труда, ВТБ активно работает с массовым сегментом, ускоряет внутренние процессы, ориентированные на соискателей и внутренних сотрудников, создает комфортную среду не только для повышения производительности, но и для того, чтобы люди чувствовали себя частью большого коллектива, который работает над амбициозными задачами.
Газпромбанк строит персонифицированные сервисы для сотрудников, отслеживает клиентские пути и постоянно анализирует, где и что нужно поправить.
Тренд 2. Человекоцентричность
Человекоцентричность следует рассматривать как вектор развития HR-инициатив, направленных на постоянное улучшение взаимодействия с персоналом.
Начальник департамента по работе с персоналом Газпромбанка Ольга Терпигорева заявляет, что человекоцентричность – ДНК, основа работы с сотрудниками в Газпромбанке. Людям помогают раскрыть свой потенциал, для этого банк предоставляет максимальное количество возможностей. Например, создана GPB Transform – платформа для всестороннего развития личности сотрудников банка. С 2022 года действует программа «Экосистема заботы» с разными направлениями – физическое, психическое здоровье, финансовое благополучие.
Успех Mars как работодателя определяют три слагаемые: концепция «мы – семья», а сотрудник – это член семьи; ценность каждого сотрудника; подход «вместе мы меняем мир к лучшему». Исходя из этих посылов компания помогаем каждому сотруднику как члену семьи: внедрены программы поддержки при рождении ребенка, ДМС для членов семей сотрудников.
Тренд 3. Продуктовый подход и непрерывные улучшения
Все компании, которые попали в топ-5 рейтинга работодателей, отмечают работу над улучшениями как основную точку роста.
По словам Марата Исмагулова (Альфа-банк), в работе с программами важен продуктовый подход. «Мы делаем продукты и сервисы для людей не исходя из какого-то своего понимания, а сначала формулируем гипотезу – что людям будет интересно. Далее проводим количественные и качественные исследования, которые подтверждают гипотезу, а после этого делаем продукт. Сначала создаем минимально жизнеспособный продукт (MVP), выкатываем его на клиентский сегмент сотрудников и просим попробовать. Далее получаем обратную связь, совершенствуем его и распространяем на всех сотрудников. После этого постоянно собираем обратную связь. И здесь нет пределов совершенству, потому что жизнь и потребности сотрудников меняются».
Тренд 4. Системная работа с данными и, как следствие, кастомизация бренда работодателя
На сегодняшний день умение работать с данными – это навык, которым должны владеть любой руководитель и любая функция. Об этом в HR-сфере говорят последние несколько лет. И как показывают результаты рейтинга HH, без понимания того, как работать с Big Data, компания точно не сможет попасть в число лидеров.
Рейтинг HH стал для компаний-участников источником уникальных данных. Одним из его элементов является показатель готовности сотрудника рекомендовать своего работодателя.
По словам Глеба Ермакова (ВТБ), такой показатель, помимо оценки сотрудника, включает еще и огромное количество комментариев о том, что можно было бы улучшить в компании.
В опросах ВТБ принимает участие не менее 40 000 человек, которые оставляют порядка 12 000 открытых комментариев. Эту информацию компания тщательно анализирует, делает выводы, чтобы кастомизировать свой бренд под потребности конкретных людей. Тем более, что в ближайшие годы банк планирует усилить свое присутствие в регионах.
Альфа-банк много инвестирует в предиктивные модели. «Каждый сотрудник оставляет четкий и понятный цифровой след, он дает большой массив данных, на основании которых можно сделать правильные выводы о том, как еще можно улучшить жизнь человека в компании, – отмечает Марат Исмагулов. – Это позволяет создавать предиктивные модели, которые могут предсказывать, что, например, в каком-то подразделении повышается отток персонала. Ты можешь проанализировать причины этого оттока и работать с корневыми причинами проблемы».
В Газпромбанке не только собирают и интерпретируют данные, но и таргетируют их на разные направления, исследуют данные из рейтинга HH. Каждый HR-цикл оценивается какой-то метрикой.
Тренд 5. Нацеленность на возвращение уволившихся
В ближайшие несколько лет проблема дефицита кадров будет усиливаться. И если раньше эйчары спорили на тему сотрудников-бумерангов, то сегодня крупные компании нацелены на возвращение уволившихся. В частности, такую стратегию поддерживает Х5 Group и Газпромбанк, где созданы сообщества Alumni.
Тренд 6. Работа с соискателями в регионах
Интерес к региональным рынкам объясняется не только экспансией компаний-лидеров, но и попытками выжать максимум из тренда на возвращение людей из больших городов в регионы.
Так, например, в Газпромбанке действуют релокационные программы, работает институт карьерных консультантов, которые готовы объяснять сотрудникам, как можно достичь успеха в других городах, не только в Москве и Санкт-Петербурге.
В ВТБ планируют агрессивный выход в регионы. А для этого банк анализирует данные, чтобы скорректировать стратегию и бренд работодателя.
В своем подходе работы с вузами Альфа-банк нацелен на ключевые заведения в регионах, подпитывающие местные рынки труда.
Тренд 7. Коллаборации с вузами как проактивная реакция на кадровый кризис
Работа с учебными заведениями – это отдельное масштабное направление, которое включает не точечные инициативы, а целую экосистему программ для всех, кто вовлечен в обучение будущих специалистов.
Так, в Альфа-банке действует программа «Альфа будущее», она состоит из трех направлений: 1) академическая программа – сетевая магистратура по финансовым технологиям на базе ВШЭ, образовательная программа по цифровым финансовым активам; 2) инфраструктура – создание сети коворкингов, где студенты и преподаватели могут общаться и работать над групповыми проектами; 3) программа финансовой поддержки – включает флагманскую программу «Альфа-Шанс». Банк не ограничивается работой со студентами, он также разрабатывает программы финансовой поддержки для преподавателей. Например, работают грантовые программы для создания инновационного академического контента, а также трэвел-гранты.
Цель Альфа-банка – работать с 300 лучшими вузами в стране.
Тренд 8. Инвестиции в образовательные программы ссузов
Развитие технологий, внедрение ИИ, роботизация – все эти процессы влияют на характер трансформации профессий. В частности, это можно заметить в ритейле, где функциональная наполненность профессии кассира сильно изменилась именно благодаря внедрению новых технологий. Второй фактор связан с тем, как сами люди стали воспринимать работу – они уже не хотят брать на себя физически тяжелые задачи, с которыми легко справляются роботы.
Тем не менее, фундаментальные навыки будущих профессий закладываются в учебных заведениях. И работодателям следует плотнее с ними взаимодействовать. По словам советника генерального директора Х5 Group Татьяны Красноперовой, большие возможности для работодателей с точки зрения заполняемости вакансий сегодня открывают ссузы: «Мы должны быть ближе к тем местам, где закладываются фундаментальные навыки будущих профессий, которые придут на смену сегодняшних».
Тренд 9. Снижение привлекательности высшего образования
Этот тренд будет только набирать обороты как результат работы целого комплекса факторов: развития технологий, острой необходимости в определенных кадрах в связи с взрывным ростом отдельных отраслей, возможности быстрого обретения востребованных навыков и др. Уже сегодня курьер может рассчитывать на такую зарплату, до которой выпускнику вуза придется работать несколько лет.
Тренд 10. Трансформация рынка труда по модели 90-х
В целом эксперты отмечают, что те изменения, которые наблюдаются на рынке труда, очень похожи на ситуацию 1990-х. На наших глазах «отмирают» функции, навыки, целые профессии, как и в «лихие» годы прошлого столетия. Тогда зарождающийся в новой России капитализм оставил без работы миллионы инженеров, подняв при этом имидж юриста, экономиста, менеджера. Прошло 30 лет, и сегодня те же самые юристы и экономисты с трудом конкурируют в зарплатах даже с курьерами.
Автор: Яна Аржанова
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и читайте уникальные HR-новости!
Копирование и любая переработка материалов с сайта neohr.ru запрещены
Предложить свою статью для публикации
Комментарии
Комментариев пока нет