29.03.2023 14:53
В декабре 2022 года компанией «РЕКАДРО» было проведено серьезное исследование по поводу источников и факторов мотивации россиян «Мотивирующие факторы жителей России. Итоги 2022 года».
Решение о проведении этого исследования было продиктовано тем, что ситуация на рынке труда постоянно меняется, и у работодателя есть постоянная необходимость привлекать и удерживать сотрудников, корректируя портрет кандидата и привлекая дополнительные ресурсы на мотивацию соискателей. Знание факторов мотивации своей целевой аудитории и ключевых критериев выбора работодателя в современной России — уже половина успеха. Очень надеемся, что итоги исследования помогут нашим коллегам в решении их профессиональных задач.
Итак, основные вопросы, которые рассматривались в ходе исследования:
- Удовлетворенность россиян настоящим местом работы и готовность к его смене.
- Индекс лояльности по отношению к работодателю.
- Мотивирующие факторы в целом и в разрезе различных выборок: гендерные отличия, в разрезе поколений, категории должности, профессиональных сфер.
- Особенности материальной мотивации — удовлетворенность уровнем оплаты труда, востребованность льгот в социальном пакете.
- Предпочтительные форма занятости и организация работы.
- Образ идеального работодателя и значимые составляющие HR-бренда.
- Различия в мотивации и ценностях бренда работодателя у поколений X, Y, «зумеров», а также беби-бумеров.
- Изменения, произошедшие в мотивации россиян за прошедший год, и свежие тренды в мотивирующих факторах.
Уровень удовлетворенности и лояльность к работодателю
По поводу первого и второго вопросов можно сказать, что удовлетворенность россиян своим местом работы немного выросла, как и лояльность к работодателю — индекс eNPS все еще находится в отрицательном поле, но вырос по сравнению с 2021 годом и вернулся к значению 2018 года — самому высокому за историю наблюдений. Чуть более пятой части респондентов (21,3%) отметили, что нет факторов, которые не устраивают их на рабочем месте, в прошлом году таких работников было в два раза меньше (10,7%).
Меньше всего готовы рекомендовать свою компанию предприниматели и учредители бизнеса, и этот показатель за прошедший год значительно снизился: возможно, неуверенность в завтрашнем дне и экономической ситуации влияет на такую негативную динамику. Наибольшую же лояльность демонстрируют топ-менеджеры, показатель по которым значительно вырос.
В разрезе профессиональной сферы самыми лояльными оказались представители сферы управления персоналом — их лояльность значительно выросла, и это единственная профессиональная сфера, eNPS которой находится в позитивном поле. В принципе, данные показатели оправданы, так как именно HR по большому счету формируют тот самый eNPS.
Но если годом ранее мы отмечали, что лояльность напрямую зависит от оценки респондентами своего финансового положения (индекс eNPS тем выше, чем лучше оценивают респонденты свое материальное состояние), то в этом году мы наблюдаем скорее обратную зависимость: наиболее низкий индекс лояльности к работодателю у категорий респондентов, которые высоко оценили свои финансовые возможности. Что стоит за этими показателями, нам еще предстоит выяснить.
Изменились и факторы лояльности к работодателю: уровень дохода уже не является ключевым в определении удовлетворенности местом работы и лояльности к работодателю: индекс eNPS не зависит от финансового положения специалиста, а удовлетворенность местом работы выросла несмотря на рост неудовлетворенности уровнем дохода.
Факторы мотивации
Уровень оплаты труда по-прежнему является наиболее важным фактором мотивации, его значение с учетом экономической ситуации выросло: специалисты готовы терпеть больше «неудобств» ради сохранения уровня дохода и уверенности в завтрашнем дне — в два раза больше, чем годом ранее, опрошенных работников считают уровень дохода ключевым фактором принятия решения о смене места работы и не готовы увольняться ни по каким причинам, если заработная плата их устраивает.
При этом факторы мотивации работников в целом не изменились. Топ-5 мотиваторов россиян:
- Высокий уровень заработной платы.
- Удобный график работы.
- Финансовая стабильность предприятия.
- Соблюдение ТК РФ.
- Хорошие условия труда и гарантия занятости.
Почти половина российских специалистов отмечают уменьшение дохода (44,7%).
Россияне снижают свои ожидания от работодателя:
- По большинству факторов неудовлетворенности местом работы.
- Уменьшилась ценность основных факторов мотивации, несмотря на снижение уровня доходов, россияне стали реже считать, что их компетенции финансово недооценены: выросла доля специалистов, которые считают, что получают адекватно своей стоимости.
Организация труда
По поводу предпочтительных форм занятости и организации работы можно говорить о том, что гибкие форматы занятости и дистанционный характер работы продолжают укреплять свои позиции в предпочтениях работников:
- На втором месте по популярности у россиян — свободный график, его доля уже близка к доле полной занятости.
- Работа на фрилансе (в том числе самозанятость) стала более популярной и привлекает уже пятую часть (19,9%) респондентов.
- Работа из дома предпочтительна почти для трети россиян.
По-прежнему остается важным фактором стабильность: большинство россиян выбирают постоянное трудоустройство как формат занятости, гарантия занятости стала больше мотивировать специалистов на сохранение места работы.
Таким образом, в процессе исследования мы увидели, что на мотивацию влияют различные факторы, и ценностное предложение работодателя необходимо составлять не просто с учетом общей целевой аудитории, на которую оно направлено — более эффективным будет адаптация и формирование нескольких вариаций EVP под разные целевые аудитории, в том числе учет потребностей разных целевых аудиторий в рекрутинговых рекламных кампаниях. Например:
- Женщины больше мужчин ориентированы на гибкие форматы занятости и организации рабочего дня.
- Зумеры чаще склонны работать удаленно, для них более ценны креативная, инновационная среда, работа в международной среде, внедрение современных технологий.
- Особенность профессиональной сферы определяют факторы мотивации: HR-специалистам больше других профессиональных сфер важны расширенный пакет льгот и компенсаций, хорошие взаимоотношения с руководством и в коллективе, интересные, важные задачи, возможности обучения и развития, а работники науки выше других оценят высокий уровень заработной платы, хорошие условия труда, креативную, инновационную корпоративную среду, заботу о здоровье и благополучии сотрудников, самостоятельность в организации своей работы.
Один из решающих факторов при принятии решения о смене места работы — это отношения в коллективе и с непосредственным руководителем (исключая фактор оплаты труда).
Почему меняют работодателей
Топ-5 факторов, по которым россияне покинут место работы даже при подходящем им уровне заработной платы:
- Плохой коллектив.
- Некомпетентный непосредственный руководитель.
- Плохие условия труда (помещение, оборудование, расположение).
- Неудобный график работы.
- Несоблюдение ТК РФ («черная» заработная плата, отсутствие оформления и т.п.).
Несколько неожиданно, что ценность пакета льгот и компенсаций в глазах российских работников продолжает падать: 69% специалистов предпочли бы получить денежную компенсацию льготам, а для 9,5% россиян пакет льгот и компенсаций и вовсе не имеет значения, что почти в два раза выше, чем годом ранее.
Наиболее полезными и привлекательными льготами жители России считают:
- Организацию питания за счет предприятия.
- Материальную помощь.
- ДМС.
Предпочтения по пакету льгот и компенсаций обусловлены возрастными особенностями, спецификой должности и принятыми нормами на рынке — например, программы, направленные на детей сотрудников, наиболее интересны поколению Y, которое сейчас растит детей. Рабочий персонал выше ценит доставку от/до места работы (развозку), материальную помощь. Меньше всего россияне ценят специфические льготы — представительские расходы, содействие при переезде в другой регион, опционные программы/предоставление акций компании.
Сильно повлияли на мотивацию россиян и известные события 2022 года:
- В связи с уходом ряда иностранных компаний работу в международной компании выбирает теперь чуть более четверти респондентов.
- Снижается доля специалистов, заинтересованных работать в коммерческих структурах.
- Бронь от мобилизации становится дополнительным мотивирующим фактором.
- Россияне стали меньше ждать от работодателей.
Итак, как выяснилось, для российского работника по-прежнему важна надежность — наиболее привлекательной характеристикой работодателя для россиян традиционно является финансовая стабильность компании, второе место занимает «открытая, «белая» компания, соблюдающая законодательство», на третьем — «компания с репутацией очень хорошего работодателя». Характеристики привлекательного работодателя в том числе во многом зависят от пола, поколения, к которому принадлежит работник, категории должности и профессиональной сферы, но основная тройка остается стабильной год от года.
Автор: Надежда Стренева, «Рекадро»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и читайте уникальные HR-новости!
Копирование и любая переработка материалов с сайта neohr.ru запрещены
Предложить свою статью для публикации
Комментарии
Комментариев пока нет