18.07.2022 16:26
Виктор Неумывакин, директор департамента госполитики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения, Министерство просвещения РФ, на People & Organization Forum (организатор — газета «Ведомости») рассказал о трендах и перспективах подготовки кадров среднего уровня квалификации.
Основная тенденция заключается в том, что, как и прежде, количество запросов на кадры не снижается, предприятия продолжают испытывать дефицит специалистов. Чтобы обеспечить постоянный приток подготовленных кадров и закрыть потребности бизнеса, центр активно взаимодействует с региональными органами исполнительной власти.
Ключевые проблемы среднего профобразования
Система среднего профессионального образования в России довольно зрелая и ведет свою историю с 1940 года. Но несмотря на длительный период формирования и успешный опыт подготовки кадров для советских предприятий, сегодня система вынуждена решать сразу несколько проблем.
Синхронизация целей
Бизнес постоянно жалуется на то, что образовательные учреждения готовят не тех специалистов. Но и у самих учреждений есть претензии к бизнесу. Чтобы реформировать систему образования, нужно понимать, каких конкретно специалистов, по мнению бизнеса, нужно готовить. Но пока эта потребность заказчиком четко не сформулирована.
Консервативность системы образования
Очевидно, что реалии меняются очень быстро, а с ними трансформируются и запросы бизнеса. Поэтому сегодня система профобразования должна быть гибкой и давать учащимся колледжей и техникумов максимум практических знаний.
Как модернизируется система среднего профессионального образования
Для совершенствования системы государство запустило федеральный проект Профессионалитет. Суть его заключается в создании кластеров путем объединения колледжей и предприятий. Минпросвещению пришлось «построить клиентский путь», а именно пересмотреть всю систему подготовки кадров, начиная с выбора колледжа (дни открытых дверей), программ обучения и до вручения свидетельства о профессиональном обучении.
Больше конкретики и практики
Были полностью изменены образовательные программы под требования работодателя. Начинали с понимания того, какой работник нужен сегодня. «Для многих предприятий это оказалось сложной задачей — сформировать квалификационные требования», — признался Виктор Неумывакин.
Сейчас государство занимается нормативной базой — постепенно меняет (а если быть конкретнее — расширяет и конкретизирует) федеральные государственные образовательные стандарты. По словам Неумывакина, на 2022 год поставлена задача разобраться со 150 стандартами.
Недавно был представлен новый перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, который предполагает более широкую квалификацию. В нем появились новые профессии, специальности, под которые уже готовы федеральные стандарты.
Кроме того, в рамках проекта Профессионалитет был трансформирован подход к практической подготовке. Сегодня на нее приходится 60% обучения.
«Уровень среднего профобразования предполагает определенное количество часов подготовки на реальном оборудовании, — объясняет Виктор Неумывакин. — Ежегодно из федерального бюджета направляется 4,3 млрд руб. на создание современных мастерских в колледжах и техникумах страны. Ежегодно 5 000 преподавателей и мастеров производственного обучения должны повышать квалификацию по самым высоким стандартам. Это важно, потому что эти люди задают качество образования».
Усовершенствованный диплом
Важная имиджевая и практическая составляющая реформы — изменение диплома о среднем профобразовании для обучающихся в кластерах. Задача изначально заключалась в том, чтобы для работодателя такой диплом стал своеобразным «мини-резюме». Его содержание теперь раскрывает суть квалификации выпускника.
Автор: Яна Аржанова
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и читайте уникальные HR-новости!
Копирование и любая переработка материалов с сайта neohr.ru запрещены
Предложить свою статью для публикации
Комментарии
Комментариев пока нет