Электронная подпись: изменения в законодательстве в 2023 году

« Назад

07.12.2022 16:15

С 2020 года началось поэтапное реформирование системы выдачи и применения электронных подписей (ЭП).

Что изменилось в выдаче электронной подписи

Сначала ужесточились требования к удостоверяющим центрам (УЦ), в связи с чем их количество заметно сократилось (Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ).

К аккредитованным центрам теперь относятся УЦ ФНС, УЦ Федерального казначейства, УЦ ЦБ РФ, а также те УЦ, которые получили аккредитацию. Для получения аккредитации нужно соответствовать определенным условиям. В частности, минимальный размер собственного капитала УЦ должен составлять не менее 1 млрд руб.

electronic-signature-gb0d5cc403_1920

Также был введен запрет на выдачу подписей по доверенности. С 2022 года изменились требования к порядку выдачи ЭП. Теперь руководитель для получения подписи должен обратиться в доверенный УЦ. Всего таких УЦ три: УЦ ФНС, УЦ Федерального казначейства и УЦ ЦБ.

УЦ ФНС

Выдает квалифицированные электронные подписи (КЭП) юрлицам, ИП (за исключением юрлиц и ИП кредитно-финансовой сферы) и нотариусам.

При получении КЭП в УЦ ФНС следует учитывать некоторые ограничения. Например, необходимость личного посещения налогового органа. Даже если ранее подпись была получена в УЦ ФНС, но срок сертификата истек, для его повторного получения придется посетить УЦ ФНС.

Перевыпустить КЭП в УЦ ФНС без личной явки в налоговый орган можно в личных кабинетах юрлица и ИП на сайте nalog.ru, если авторизоваться в кабинетах с помощью действующего КЭП, ранее полученного в УЦ ФНС.

Для получения КЭП через УЦ ФНС руководителю потребуется паспорт, СНИЛС, ИНН, токен.

Сейчас возникает много вопросов, можно ли получить КЭП по доверенности, если руководитель находится за границей. Ответ на этот вопрос однозначный – нет, не получится, потребуется личный визит. Об этом ФНС напомнила в Письме от 30.09.2022 № ПА-19-24/220@.

Особенности сертификата электронной подписи УЦ ФНС

У сертификата ЭП УЦ ФНС есть некоторые особенности. Главная – он выдается в единственном экземпляре. Если вы обратитесь в УЦ ФНС за получением второго ключа, первый будет отозван, то есть перестанет действовать. Это налагает определенные ограничения: чтобы работать с такими ключами, нужно получить машиночитаемую доверенность (МЧД). Она выдается уполномоченному представителю.

Ранее представители могли пользоваться копией ключа. Например, чтобы отправлять за налогоплательщика отчетность. При этом фактически ключ оставался у самого налогоплательщика. С сертификатами, которые генерирует УЦ ФНС, это невозможно.

Сертификаты ЭП, выданные УЦ ФНС, принимают все информационные системы. 

УЦ Федерального казначейства

Выдает подписи лицам, замещающим госдолжности РФ, госдолжности субъектов РФ, должностным лицам госорганов, органов местного самоуправления, их подведомственных учреждений и организаций.

УЦ ЦБ

Выдает подписи кредитным организациям, операторам платежных систем, некредитным финансовым организациям и ИП, осуществляющим указанные в ч. 1 ст. 76.1 Закона о ЦБ РФ виды деятельности, должностным лицам ЦБ.

Аккредитованные УЦ выдают подписи только физическим лицам.

Закажите электронную подпись для любых задач

Что нужно знать о машиночитаемой доверенности

МЧД – это электронная форма бумажной доверенности, которая создается и представляется в файле формата XML и подписывается КЭП руководителя организации или предпринимателя. Благодаря МЧД нет необходимости предоставлять бумажную доверенность в налоговые органы, а ИП – заверять ее у нотариуса.

По желанию уже сейчас ИП и юрлица используют такую доверенность: с ее помощью уполномоченные представители могут отправлять электронные документы в налоговый орган.

Сейчас обсуждается законопроект, который предусматривает отсрочку перехода на обязательное применение МЧД с 1 января 2023 года до 31 августа 2023 года. Это значит, что будет действовать переходный период, в рамках которого сохранится возможность использования КЭП представителей организаций и ИП без МЧД.

Требования для работы с МЧД:

  • Организации или ИП нужно выпустить отдельный сертификат КЭП для сотрудника – подписанта.
  • Оформить МЧД на физлицо, подписанную самим директором организации или предпринимателем с помощью КЭП.
  • При подаче отчетности или отправке электронных документов сотрудник будет удостоверять их собственной КЭП и прикладывать к пакету файл МЧД.

Отозвать МЧД руководитель или ИП может в любое время.

Есть сервис «Создание и проверка доверенности в электронной форме», с помощью которого можно оформить МЧД уполномоченного физлица для представления отчетности в налоговые органы.

Сервис позволяет сформировать МЧД в виде файла, скачать его и в дальнейшем использовать по назначению.

Виды электронных подписей

В зависимости от того, кому нужна подпись – руководителю коммерческой организации, ИП, сотруднику ИП или юрлица, просто физлицу, меняется механизм выдачи.

 

Вид подписи

Особенности получения

Подпись на руководителя и его законных представителей

Выдает УЦ ФНС и доверенные лица. В сертификате ЭП на юрлица указан руководитель.

Подпись на сотрудника

Выдает коммерческий аккредитованный УЦ. В сертификате указаны ФИО сотрудника, его должность, ИНН и ОГРН организации.

Подпись на физлицо (не ИП)

Выдает коммерческий аккредитованный УЦ. В сертификате содержатся данные физлица. Нет указания на то, к какой организации он относится.

Подпись на ИП

Выдает УЦ ФНС и доверенные лица.

Подпись на сотрудника ИП

Выдает коммерческий аккредитованный УЦ.

Подпись на нотариуса

Выдает УЦ ФНС и доверенные лица.

 

Как сотруднику получить КЭП в 2023 году

КЭП на сотрудника можно получить в любом аккредитованном УЦ. Согласно Федеральному закону от 27.12.2019 № 476-ФЗ, такой сертификат ЭП можно получить в 2022 году, он будет работать до конца этого года. Сейчас на рассмотрении находится законопроект, предусматривающий продление действия этих сертификатов и их выдачи до 1 сентября 2023 года. 

Текущий реквизитный состав сертификатов включает как данные юрлица, так и физлица. С 1 сентября 2023 года такие сертификаты перестанут действовать. Останутся только сертификаты физлиц – их нужно будет получать в аккредитованных УЦ. Новый реквизитный состав включает только данные физлица.

Закажите электронную подпись для сотрудника в Контуре

Сертификат ЭП на физлица выдается только на физлиц. Отозвать его можно только по требованию самого физлица.

Как получить электронную подпись организациям и ИП на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей

Получение КЭП осуществляется по принципу экстерриториальности (Письмо ФНС РФ от 25.11.2022 № КВ-4-14/15911@). Это значит, что можно обратиться в любой налоговый орган, оказывающий услугу по выдаче КЭП, в других субъектах РФ.

Условия для выдачи подписи: 

  • сведения об организации и ее руководителе (ИП) должны содержаться в ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
  • должен быть присвоен ОГРН и ИНН юрлица (ОГРНИП). 

Для получения подписи потребуется оригинал документа, удостоверяющего личность, ОГРН и ИНН организации или ОГРНИП для ИП, ИНН физлица и СНИЛС. Кроме того, нужен будет носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России.

Автор: Инга Хамми

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и читайте уникальные HR-новости!

 

Копирование и любая переработка материалов с сайта neohr.ru запрещены

Предложить свою статью для публикации




Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Представьтесь:


*Комментарий:




Копирование и любая переработка материалов
с сайта neohr.ru запрещены

Copyright © Neo HR 16+

О проекте
Политика конфиденциальности

Сетевое издание Neo HR. Свидетельство о регистрации средства массовой информации в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
ЭЛ № ФС 77 – 57596 от 08.04.2014 | Московская область
Учредитель: Ильин И.К. | contactus@neohr.ru | 8|925|3625348