11.11.2013 02:33
Почему мозговые штурмы неэффективны? И как можно это исправить?
Когда-то все воспринимали мозговые штурмы едва ли не как единственный способ генерации новых идей в группах. Сегодня эта техника по-прежнему используется в бизнесе, однако уже не так часто. Мозговой штурм, безусловно, является одним из способов решения перечня проблем, связанных с процессом принятия решений и креативности в группах, таких как групповое мышление и эффективный обмен информацией. Однако он работает не настолько хорошо, как хотелось бы. Эксперимент Адриана Фернхема показал, что в процессе мозговых штурмов люди производят в целом меньше идей и, как правило, эти идеи «низкокачественные» по сравнению с теми, что рождаются в одиночестве.
Тому есть несколько причин:
- Социальная лень. В определенных ситуациях у людей ослабляется рвение. И мозговой штурм- одна из таких ситуаций.
- Страх оценки. Несмотря на то, что в традиционном мозговом штурме оценка не допускается, люди, участвующие в этом процессе, знают друг друга и поэтому могут оценить вклад того или иного человека в обсуждение.
- Блокировка действий. Пока один человек говорит, другим приходится ждать. Спустя время те, кто молчал, забывают о своих идеях или передумывают их озвучивать по тем или иным причинам.
Если группы должны генерировать новые идеи, то каковы должны быть связи между старыми и новыми идеями, как они должны действовать? Ответ на этот вопрос можно найти, осуществив «перезагрузку» мозгового штурма как метода.
Процесс перезагрузки
В 1993 году исследователи Гэллап и Купер обнаружили, что в результате электронно-опосредованного брейнсторминга вырабатываются более качественные идеи, чем при брейнсторминге лицом к лицу.
В этом исследовании участники брейнсторминга печатали свои идеи на компьютере, на котором также отображались идеи других людей. Такой способ позволил довольно аккуратно обойти социальную лень и проблемы блокировки. Возможность электронно-опосредованного брейнсторминга может использоваться для мотивации людей к мозговому штурму лицом к лицу, что позволит достичь лучших результатов. Что для этого нужно сделать?
- Людей нужно поощрять составлять список идей до участия в мозговых штурмах лицом к лицу.
- Количество идей, произведенных каждым человеком, должно контролироваться.
- Проблемы должны быть разбиты, а участники группы должны генерировать «элементы» решения этой проблемы.
- Между группами необходимо делать перерывы.
- Для идей должны устанавливаться высокие стандарты.
Но зачем вообще пытаться «корректировать» мозговой штурм для всех? Почему бы просто не предоставить людям возможность индивидуально генерировать идеи, если это более эффективно? Ответ заключается в необходимости достижения консенсуса и в необходимости ощущения вовлеченности в процесс. Люди, которые принимали участие в творческом процессе, вероятно, будут более мотивированы к принятию группового решения.
Исследователи приходят к выводу, что у групп есть природный талант оценивать идеи, а не создавать их. Следовательно, людей нужно поощрять генерировать идеи самостоятельно, а встречи использовать для оценки этих идей.
Автор: Джереми Дин
Перевод: Степан Добродумов
Копирование и любая переработка материалов с сайта neohr.ru запрещены
Комментарии
Ответить / Цитировать