29.01.2024 12:36
Для выпускников ведущих вузов стала важна комбинация нескольких факторов, которые обеспечивают не только материальное благополучие, но и личный комфорт. Они не готовы жертвовать хорошей зарплатой ради баланса работы и личной жизни и возможности работать с гибким графиком, как это было еще несколько лет назад. Новое поколение молодых специалистов выходит на рынок труда с намерением получить все и сразу уже сегодня. Такие выводы позволяют сделать результаты исследования «Лучшие работодатели 2024», которые представила компания FutureToday.
Содержание:
— Что происходило на рынке труда в 2023 году
— 10 факторов, влияющих на выбор работодателя
— Где и как работодатели ищут кандидатов в 2024 году
— Образ современного выпускника-кандидата
Что происходило на рынке труда в 2023 году
Растущие потребности молодых специалистов ー явление, имеющее конкретные причины. Еще в 2023 году эксперты FutureToday зафиксировали три главных тренда на рынке труда: снижение безработицы, рост зарплат и усиливающуюся активность работодателей.
Кадровый голод, о котором работодатели говорят последние несколько лет, привел к рекордно низкой безработице ー по данным Росстата, в 2023 году в среднем по месяцу она составляла чуть более 3%. На фоне дефицита специалистов компании стали предлагать кандидатам более высокие зарплаты. Росстат заявил о максимальном за 15 лет росте реальных заработных плат в мае 2023 года. По сравнению с 2022-м зарплата увеличилась на 13,3%.
Такие заметные сдвиги на рынке труда повлияли на поведение работодателей. Несмотря на то, что традиционно самым активным сезоном для рекрутинговых мероприятий всегда была весна, в 2023 году осенние мероприятия дали больший охват.
10 факторов, влияющих на выбор работодателя
Исследование «Лучшие работодатели 2024» показало, что для молодежи приоритетно при выборе места работы сегодня. Для сбора данных компания FutureToday, как и ранее, привлекла ведущие вузы, опросила студентов, которые будут выпускаться в 2024 и 2025 годах. Всего исследование охватило 31 город, 68 вузов, 238 факультетов и 21 682 целевых анкет.
По итогам опроса эксперты выделили топ-10 критериев, которые важны для студентов последних курсов.
Гибкий график
С 2020 года этот фактор стабильно сохраняет первое место, при этом с каждым годом увеличивается доля соискателей, для которых он имеет значение. За последние пять лет показатель вырос на треть ー с 45% в 2020-м до 57% в 2024 году.
Несмотря на то, что для бизнеса гибкий график ー это жесткий запрос, тем не менее его приходится учитывать. Количество предложений с гибким графиком заметно растет.
При этом работодателям приходится учитывать характер такого запроса. Для большинства молодых соискателей (23%) гибкий график ー это возможность выбирать рабочие дни каждую неделю по-новому. Также популярны варианты «работа из удобной локации» (21%) и «гибкое начало и окончание рабочего дня на ваше усмотрение» (19%).
Баланс работы и личной жизни
Этот фактор занимает стабильно второе место. Но так же, как и в случае с гибким графиком, его важность для молодежи растет. Если в 2020-21 гг. доля тех, кто его отмечал как приоритетный, составляла 41%, в 2022-23 гг. – 47%, то в 2024 году показатель увеличился до 52%.
Данные FutureToday показывают, что, имея запрос на баланс, студенты стали больше работать – как правило, в формате проектной/временной работы, на постоянке, стажировке или разовой работе не по специальности.
Дружный коллектив
Коллектив остается в числе самых важных факторов. И здесь не произошло каких-то заметных скачков. Последние годы показатель балансировал между 35% (2022 год) и 38% (2024 год).
Высокая зарплата
По итогам опроса впервые в топе в 2024 году оказалась высокая заработная плата. Если в 2020 году этот фактор был на седьмом месте (29%), то в 2024-м оказался на четвертом (35%).
Если раньше молодые специалисты были согласны на невысокую зарплату при расслабленном режиме работы, то сейчас отмечается новый тренд: выпускники по-прежнему хотят удобного сбалансированного режима работы, но при этом рассчитывают на высокую зарплату. Ожидания во время учебы в среднем составляют 61 000 руб., а после окончания учебы – 82 000.
Карьерный рост
Оказался неожиданным и резкий рост интереса к этому критерию. Если в 2020-2022 гг. он был на девятом месте (26-28%), то в 2024 году оказался на пятом (29%). Эксперты отмечают, что рынок труда входит в новую реальность, когда зарплатная гонка и запрос на карьеру дошли до студентов.
На фоне возросших запросов работодатели должны учитывать и тот факт, что далеко не все учащиеся ведущих вузов рассматривают работу в найме. 25% планируют открыть свой бизнес, а 15% работать в качестве фрилансера.
Стоит отметить, что развитие такого формата занятости, как фрилансер, в последние годы активно стимулирует государство. Так, в 2019 году был введен специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход», который еще называют самозанятостью. По данным ФНС за август 2023 года, количество плательщиков налога на профессиональный доход в России достигло 8,1 млн самозанятых.
Стабильность
Поведение крупных западных компаний в последние годы подорвало доверие молодежи к такому фактору, как стабильность. В 2024 году она оказалась на шестом месте (29%).
Разнообразие
Так же, как и стабильность, этот фактор стал менее важен. В свежем рейтинге он оказался на седьмом месте (28%). Гораздо важнее для выпускников зарплата, график и карьерный рост.
Непосредственный руководитель
В исследовании рассматривается отношение респондентов к личностям руководителей и топ-менеджеров. Эксперты выяснили, что в целом топы им не интересны, потому что в основном они общаются с непосредственным руководством.
Международная карьера
Этот критерий упал на девятое место в 2023-2024 гг. (24% и 22% соответственно). В 2020-м он находился на пятом (31%). Эксперты отмечают, что потеря интереса к международной карьере начала давать о себе знать в период пандемии, а затем тренд только усилился.
Расположение офиса
Фактор расположения офиса по-прежнему важен и стабильно находится на десятом месте. Его отмечают 22% опрошенных.
Где и как работодатели ищут кандидатов в 2024 году
Работодатели продолжают осваивать наиболее эффективный с точки зрения выстраивания коммуникаций канал – социальные сети. И в этом нет ничего нового. Однако стоит отметить несколько интересных тенденций, связанных со спецификой использования платформ.
Telegram опередил все остальные соцсети и вышел в лидеры. В 2020 году этот канал коммуникаций постоянно использовали лишь 54% респондентов. Тогда однозначным лидером был VK, который имел 93% доли среди работодателей. Однако к 2024 году эта доля заметно упала – до 81%. При этом доля компаний, использующий Telegram, наоборот, выросла – до 86%.
YouTube, Instagram*, TikTok постепенно падают. У каждой платформы интенсивность падения разная, но в целом у всех трех инструментов доля аудитории сокращается.
Пик развития YouTube пришелся на 2022 год (72%), к 2024 году доля пользователей сократилась до 68%. Instagram* резко потерял аудиторию в 2023 году – тогда показатель в 79% в 2022 году упал до 53% в 2023-м. Однако в 2024 году падение замедлилось – пока доля пользователей составляет 48%. Доля в TikTok упала с 33% в 2022 году до 22% в 2024-м.
Дзен работодатели не оценили. У этой платформы никогда не было большой аудитории. Но и та небольшая доля, которую она привлекла в 2023 году (16%), сократилась вдвое в 2024 году (8%).
Pinterest сравнялся по доле с TikTok. Тот факт, что 21% работодателей постоянно используют эту соцсеть, стал по сути открытием года.
Сами кандидаты предпочитают чаще использовать традиционные инструменты для поиска работы: через знакомых, специализированные сайты о работе, прямое обращение к работодателям. При этом доля HH как инструмента падает – с 85% в 2020 году до 51% в 2024-м.
Роль карьерных консультантов в молодежной среде пока под большим вопросом. 86% молодых соискателей никогда не обращались к их услугам, из них 43% даже не знают, кто это такие.
Образ современного выпускника-кандидата
Помимо рынка труда и карьерных ожиданий компания FutureToday также исследовала интересы молодых соискателей. Например, оказалось, что большинство из них (70%) предпочитают слушать музыку в VK, а радио не используют. В топ-5 их интересов входят: просмотр фильмов и сериалов (62%), спорт (52%), чтение художественной литературы (40%), просмотр ТВ / интернет-шоу (36%), компьютерные игры / киберспор (33%).
Еще молодежь любит юмористические шоу, а самым популярным представителем этого жанра для них является стендапер Сергей Орлов.
Разумеется, важной частью жизни молодежи остаются новейшие технологии. Подавляющее большинство пробует пользоваться нейросетями, среди которых самые популярные ChatGPT, Midjourney, DALL-E, GigaChat и Балабола.
А вот что думают сами студенты:
Автор: Яна Аржанова
*Принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской в России
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и читайте уникальные HR-новости!
Копирование и любая переработка материалов с сайта neohr.ru запрещены
Предложить свою статью для публикации
Комментарии
Комментариев пока нет