Токсичная продуктивность — что это такое и как с этим бороться

« Назад

12.01.2021 12:01

Работа не радует, работа берется на дом, выходные выпадают, самобичевание прогрессирует. Как понять, что вы или ваш сотрудник стали жертвами токсичной продуктивности, и как это можно исправить, — рассказывает основатель чат-бота по развитию soft skills у сотрудников InMind Анастасия Батхина.

Что такое токсичная продуктивность

Токсичная продуктивность — это продуктивность в ущерб себе и своему психологическому благополучию. Отнесем сюда регулярные переработки, отсутствие выходных и отпуска, бесконечные to do листы, регулярное самобичевание за невыполненные задачи. Токсичная продуктивность заставляет нас предъявлять к себе слишком высокие требования, брать больше задач, чем можем сделать, и испытывать чувство вины за любой отдых. 

Винить себя за отдых — характерно также для прокрастинации, но два этих неприятных момента трудовой жизни отличаются. В случае с прокрастинацией не получается заставить себя работать, и дамоклов меч дедлайна отравляет досуг. А когда мы страдаем токсичной продуктивностью, то буквально не можем остановиться работать. Зарывшись в задачи, чувствуем себя спокойнее, но в минуты отдыха терзает мысль, что сделано недостаточно.

токсичная производительность Почему мы стремимся к образу «хорошего работника‎» в ущерб себе

Современная культура, а в некоторых компаниях и корпоративная, диктует нам, что быть хорошим работником уже недостаточно. Нужно быть лучшим. Данную тенденцию подпитывает растущая конкуренция на рынке труда и гонка самих компаний за бизнес-показателями. 

Кроме того, современный человек часто сталкивается в социальных сетях с идеализированным образом «супермена‎», который добился успеха и успевает все. Так формируется установка: «Все много работают, стремятся быть лучше, я тоже должен‎». А если не запрыгнуть в этот вагон продуктивности и самосовершенствования, в душе может поселиться синдром самозванца: «Я не так хорош, мои успехи случайны, я не заслуживаю большего».

Как еще желание быть всегда продуктивным может навредить сотруднику

Токсичная продуктивность — прямой путь к эмоциональному истощению. Как следствие, к выгоранию и хронической усталости. Потому что для продуктивной работы нужен качественный отдых. Когда сотрудник лишает себя отдыха и не может отключиться от рабочих задач, срабатывает обратный эффект. В определенный момент заканчиваются силы или «сдают нервы‎». 

Важно. Зацикленность на продуктивности может смещать фокус, отвлекать от содержания работы: задачи начинают выполняться без должного осмысления, ради «галочки» и чтобы больше успеть. 

Как понять, что у вас токсичная продуктивность

Проверьте себя с помощью небольшого чек-листа. Если вы:

  • регулярно работаете в нерабочее время и на выходных,
  • постоянно думаете о том, какие рабочие задачи нужно закрыть,
  • чувствуете постоянную усталость,
  • чувствуете себя виноватым, если позволяете себе отдыхать,

— это указывает на токсичную продуктивность.

Как помочь сотруднику избавиться от токсичной продуктивности

Здоровая корпоративная культура позволяет сотрудникам более адекватно подходить к работе. Переработки должны быть исключением, а не правилом. Не стоит ждать и требовать, чтобы сотрудники жили исключительно работой и на работе. Хорошим подспорьем являются программы благополучия сотрудников, которые поощряют их заниматься спортом, более осознанно заботиться о здоровье и психологическом состоянии. Например, в некоторых программах по управлению проектами есть специальный опрос. Он появляется в конце рабочего дня и предлагает сотрудникам оценить свой рабочий день, степень «выгорания» и т.д.

Как помочь себе избавиться от токсичной продуктивности

На корпоративную культуру надейся, но не забудь позаботиться о себе сам. Простые рекомендации для «выравнивания» токсичной продуктивности:

  1. Не жертвовать базовыми потребностями в пользу денег. Самое простое — если вы будете регулярно игнорировать приемы пищи, потому что «на это нет времени», в дальнейшем можете потратить гораздо больше денег на лечение.
  2. Находить время на отдых. Если вам сложно разрешить себе отдыхать, можно попробовать такой подход: отдых закладывается в общее время выполнения задачи и выступает катализатором продуктивности.
  3. Не зацикливаться на успехах других людей. В интернете принято показывать лучшую, красивую сторону жизни. Но проблемы, выгорания, кризисы есть у всех. Это нормальный жизненный процесс, это надо принять и в других, и в себе.
  4. Найти время на спорт. Пробежка или тренировка отлично помогают пережить стресс, перезарядиться. Подтянутое тело тоже лишним не будет.
  5. Не нагружать себя модным саморазвитием. Учите английский, если он вам нужен, а не потому, что все учат. Читайте книги, если они вам полезны или интересны, а не потому что нужно что-то читать.
  6. Понять свою ценность. Со всеми навыками, знаниями и бэкграундом. 

Подводя итоги

Похвалите себя за то, что вы уже сделали. Вы молодец! Составьте план действий, который вам действительно по плечу, который выполните максимально качественно. И не забывайте, что вы у себя одни.

Автор: Анастасия Батхина, основатель чат-бота по развитию soft skills у сотрудников InMind.

Продвижение проектов
Реклама мероприятий 
Корпоративные блоги
на NEO HR

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и читайте уникальные HR-новости!

 

Копирование и любая переработка материалов с сайта neohr.ru запрещены

Предложить свою статью для публикации




Продвижение проектов
Реклама мероприятий 
Корпоративные блоги
на NEO HR

Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Представьтесь:


*Комментарий:




Копирование и любая переработка материалов
с сайта neohr.ru запрещены

Copyright © Neo HR 16+

Реклама: оставить заявку
О проекте | Политика конфиденциальности

Сетевое издание Neo HR. Свидетельство о регистрации средства массовой информации в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
ЭЛ № ФС 77 – 57596 от 08.04.2014 | Московская область
Учредитель: Ильин И.К. | contactus@neohr.ru | 8|925|3625348