24.08.2017 08:13
В конце июля 2017 года был утвержден окончательный вариант программы «Цифровая экономика», которая определяет цели и задачи нового экономического уклада до 2025 года. Этот уклад характеризуется переходом на качественно новый уровень использования технологий во всех сферах социально-экономической деятельности.
Чтобы понять, где мы находимся сейчас и с чего вести точку отсчета, обратимся к докладу «Глобальные информационные технологии» за 2016 год, который был представлен на Всемирном экономическом форуме. Данные свидетельствуют о том, что Российская Федерация пока занимаетлишь 41-е место по готовности к цифровой экономике. Причем мы значительно отстали от Сингапура, Финляндии, Швеции,Норвегии, США, Нидерландов, Швейцарии,Великобритании, Люксембурга и Японии. При этом по программе «Цифровая экономика» Россия планирует уже через 8 летзанять верхние позиции (топ-20) рейтинга привлекательности работы для высококвалифицированных специалистов.
Что касается конкретно подготовки кадров, то в качестве основных направлений работы программа обозначает:создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики; совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами; рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики; создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики.
В ИТ-сообществе программа вызвала немало бурных дискуссий. Однако интересно посмотреть, насколько цели и задачи, обозначенные в ней,в принципе реалистичны для российского рынка труда. И как Россия собирается готовить специалистов, которые будут работать с новыми технологиями не хуже, а может быть даже и лучше финнов, шведов, норвежцев и американцев?
Итак, давайте попробуем представить рынок труда будущего, руководствуясь текстом документа.
Кадры и образование в 2025 году: идеальная картинка
Подготовка квалифицированных кадров и образование – одно из восьми направлений программы «Цифровая экономика» (остальные направления: «Государственное регулирование», «Информационная инфраструктура», «Исследования и разработки», «Информационная безопасность», «Государственное управление», «Умный город» и «Цифровое здравоохранение»).
Конкретно в рамках направления «Кадры и образование»государство ставитдо 2025 года ряд целей. Так, согласно программе, уже через несколько лет страна должна достичь следующих результатов:
- Научные организации, вузы и компании активно участвуют в международных альянсах в сфере фундаментальных и прикладных исследований.
- В России живая научная среда. Это проявляется в функционировании сети центров коллективного пользования цифровым оборудованием и научных установок, а также создании как минимум 10 новых «полигонов» для отработки «сквозных» технологий. Кроме того,развернута система makerspace в области цифровой экономики для ученых на базе вузов, научных организаций, компаний.
- Россия – привлекательное место для работы ИТ-специалистов. Чтобы прийти к такому результату, стране придется проработать вопросы не только правовой, но и технологической и организационно-экономической поддержки труда и привлечения таких специалистов. Еще одна задача – упростить и научиться эффективно привлекать в цифровую экономику зарубежных соотечественников и иностранных граждан, обладающих необходимыми компетенциями.
- К 2025 году в России решены проблемы переподготовки кадров и повышения квалификации. То есть к этому периоду уже имеются все необходимые для этого механизмы, включая механизмы вовлечения в цифровую экономику государственных служащих, лиц старше 50 лет, пенсионеров и инвалидов, высвобождающихся граждан.
- Система аттестации компетенций цифровой экономики вариативна, она согласовывается с профессиональными и образовательными стандартами, национальной системой квалификаций.
- Система основных образовательных программ обеспечивает формирование компетенций для цифровой экономики с индивидуальной поддержкой талантливых, высокомотивированных обучающихся. Главные принципы образования: персонализация, гибкое проектирование и соединение различных образовательных и трудовых траекторий. Обучающиеся, начиная с основной школы, вовлекаются в трудовой процесс в сфере ИТ.
- Трудовая и учебная деятельность человека фиксируется в его цифровой персональной траектории развития. Данные из нее используются при прохождении аттестации, планировании продолжения образования, трудовой деятельности.
Подготовка кадров с 2018 года: что изменится
Очевидно, что высококвалифицированные специалисты, за которыми охотятся все приличные работодатели, не появляются на пустом месте. Эти люди формируются в образовательном контексте, под влиянием научных и технологических тенденций. Поэтому такой мощный блок, как «Исследования и разработки», заложенный в программу «Цифровая экономика», нельзя рассматривать отдельно от направления «Кадры и образование». Но здесь нужно ответить на пару вопросов.
- В какой среде будут появляться высококвалифицированные специалисты?
В рамках создания институциональной среды для развития исследовательской инфраструктуры планируется организовать центры компетенций покаждому из направлений«сквозных» технологий,координирующие всоответствующих предметныхобластях все проводимые в странеисследования и подготовку кадрови отвечающие за достижениемировых показателей поисследованиям и образованию. Так, например, на 2018 год намечено создание сетевогофорсайт-центра по технологическим направлениям на базе ведущего вуза или научных центров, а также интернет-площадки для генерации новых идей.
Если заглянуть дальше, то по плану на 2019 год – внедрение механизма адресной поддержки инновационного предпринимательства в сфере создания цифровых ресурсов и активов, в том числе на базе вузов, научных организаций и институтов развития. К 2025 году можно ожидать появления открытых лабораторий, проводящих исследования в области «сквозных» технологий, привлеченияне менее 30 лидирующих иностранных и российскихорганизаций для 3 пилотных цифровых платформ в качестве партнеров центров компетенций для трансфера технологий.
- Какие механизмы поддержки системы подготовки высококвалифицированных специалистов возможны?
Если следовать плану программы, то уже в 2018 году будет внедрен механизм поддержки двухстороннего обмена сотрудниками между научно-исследовательскими организациями и вузами с компаниями в области цифровой экономики (sabbatical). Вторая цель на ближайший год – оптимизация механизма обучения перспективных сотрудников по необходимым для развития российских цифровых платформ темам и технологиям за рубежом с их возвратом в Россию.
К 2025 году намечено создание не менее 5 аспирантских и магистерских школ по каждому направлению «сквозных» технологий на базе ведущих вузов и научных организаций.
База для развития рынка труда в условиях цифровой экономики
Программа «Цифровая экономика» обозначает различные направления, которые включают и вопросы, связанные с компетенциями, и проблемы общего, профессионального и дополнительного образования. Остановимся подробнее на задачах в рамках каждого направления.
Компетенции и траектории развития
- Разработка и апробирование модели компетенций
По плану планируется выбрать организацию, которая будет ответственна за разработку и тестирование модели компетенций. На основе этой организации предполагается создать рабочую группу из экспертов из бизнес-среды, системы образования и органов власти.
Эта группа экспертов будет заниматься разработкой типовой расширяемой структурой модели компетенций и перечнем компетенций для цифровой экономики, определять базовые компетенции.
Также планируется пилотное внедрение модели компетенций, а для этого необходимо определиться с минимальным набором доступных форматоваттестации.По итогам пилота будут внесены уточнения в систему аттестации. К концу 2020 года должен быть готов механизм непрерывного обновления (актуализации) модели компетенций.
- Независимая оценка компетенций
Уже в I квартале 2018 года будет определена организация, отвечающая за выбор операторов по аттестации граждан по отдельным компетенциям. К концу следующего года чиновники намереваются запустить интернет-сервисы по самооценке гражданами своих компетенций, в том числе бесплатные для оценки базовых компетенций.
По итогам тестирования механизма независимой аттестации будут разработаны правила и нормативные правовые акты подтверждения результатов аттестации. Еще одна важная задача – определить операторов, осуществляющих независимую аттестацию компетенций.
Индивидуальные профили компетенций и траекторий их развития
Цифровая экономика требует создания индивидуальных профилей компетенций граждан определенного формата и траекторий их развития. Причем фиксировать в профилях планируется запись о результатах учебной и трудовой деятельности. Программа предусматривает, что нововведения появятся уже к концу 2018 года.
В рамках реализации проекта с профилями будет создана система их учета, выработаны правила предоставления доступа к ним, определен и нормативно закреплен новый формат, на конкурсной основе определены операторы более 50 000 профилей компетенций.
- Требования к базовым компетенциям для каждого уровня образования
Первое, с чего начнется работа, – это с разработки требований к сформированности базовых компетенций для всех выпускников и обучающихся системы общего образования, а также профессионального и дополнительногообразования. К IV кварталу 2019 года федеральные государственные образовательные стандарты планируется актуализировать с учетом требований к формированию компетенций цифровой экономики для всех уровней образования. Уже через год будут обновлены и образовательные программы всех уровней образования в целях использования в учебной деятельностиобщепользовательских и профессиональных цифровых инструментов.
В образовательных организациях намечены создание профиля компетенцийдля каждого обучающегося и фиксация персональной траектории развития.
Система общего образования в условиях цифровой экономики
Для поддержки перспективных образовательных проектов к концу 2018 года будет запущен венчурный фонд на условиях частного и государственного софинансирования.
Используя атлас новых профессий,эксперты предложат систему рекомендаций для профессиональной ориентации обучающихся. Также будет создано облачное решение, поддерживающее пилотный проект, реализующий персональный образовательный маршрут обучающихся.
Проект «Цифровая экономика» предусматривает и подготовку программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, непрерывного профессионального развития педагогических кадров.
Важная ступень в реализации плана – создание системы раннего выявления, поддержки и сопровождения высокомотивированных и талантливых обучающихся на основе профиля компетенций и персональных траекторий развития. Это сопровождение в том числе включает и грантовую поддержку педагогов и организаций, работающих с талантами.
К IV кварталу 2020 года для образовательной деятельности по предмету «Технология»будет создан отдельный правовой режим функционирования (он будет непрерывно обновляться с учетом изменений требований к базовым компетенциям цифровой экономики). К этому же периоду дистанционные образовательные технологии и электронное обучение станут неотъемлемой частью образовательных организаций.
Для стимулирования деловой активности обучающихсяи развития предпринимательских навыковпредполагается сформировать необходимую инфраструктуру. По результатам динамики персональных траекторий развития будут присуждаться рейтинги образовательных программ.В образовательных организациях будут созданы условия для реализации обучающимися персональных образовательных маршрутов.
В идеале Россия должна войти в число 20 лучших стран мира в международном рейтинге PISA.
Система профессионального образования
К концу 2018 года в рамках программы намечены следующие цели:
- Предоставление госзаказа по перечню специальностей и направлениям подготовки в системе высшего образования, критически важным для развития цифровой экономики.
- Изучение отечественных и зарубежных разработок.
- Участие высокотехнологичных отечественных компаний в формировании стратегий развития вузов, которые готовят специалистов для цифровой экономики.
Предполагается, что к концу 2019 года уже будут созданы комфортные условия для привлечения действующих работников ИТ-индустрии для преподавания в системе профессионального образования по информационным технологиям.
По результатам на 2020 год в образовательный процесс должны быть внедрены персональные траектории обучения, позволяющие обучаемым выбирать индивидуально способы формирования базовых компетенций; образовательные учреждения должны перейти к независимой аттестации обучаемых в отношении уровня сформированности базовых компетенций цифровой экономики как одного из результатов своей деятельности, результаты фиксируются в профиле компетенций обучающегося и в его траектории развития; должна появиться возможность быстрого освоения базовых компетенций цифровой экономики путем разворачивания системы «элитного» среднего профессионального образования.
Согласно программе, количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих навыками в сфере ИТ на среднемировом уровне, к 2020-му году составит 150 000 человек, к 2025-му году – 500 000 человек. Количество выпускников высшего образования – профессионалов в сфере ИТ, к 2020-му году будет 60 000 человек, к 2025-ому году – 100 000 человек.
Система дополнительного образования
В I квартале 2018 года будет разработан механизм независимой экспертной оценки результативности системы дополнительного и профессионального образования. Далее эксперты планируют определить потребности по переподготовке сотрудников 100 крупнейших компаний, а также потенциальныхбудущих работодателей и необходимые им ключевые компетенции сотрудников.
К IV кварталу 2020 года планируется запуск программы по обеспечению «цифровой грамотности» старшего поколения с привлечением инициатив школьников. Операторами по переподготовке кадров будут реализованы программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и непрерывного профессионального развития педагогов, субсидируемые государством посредством предоставления индивидуальных ваучеров гражданам, в том числе людям старшего возраста и гражданам с ограниченными возможностями здоровья.
Изменения на рынке труда: ключевые термины
На фоне изменений в системе образования предполагаются и различные изменения на рынке труда.
1. Персональная траектория развития заменит трудовые книжки
По программе к 2022 году не менее 60% компаний будут использовать персональную траекторию развития вместо трудовых книжек. К 2020 году компаниям будет обеспечен доступ к профилям компетенций и персональным траекториям развития их сотрудников и кандидатов на открытые позиции, а также внедрен механизм отражения в профиле компетенций и персональных траекториях развития результатов их деятельности на месте работы (профили компетенций уволившихся сотрудников будут передаваться новым работодателям).
Доля трудоспособного населения, имеющая цифровую запись персональной траектории развития, к 2020-му году будет составлять 10%, к 2025-му году – 80%.
2. Гибкие трудовые отношения будут законодательно регулироваться
К концу 2019 года будут выявлены барьеры, затрудняющие формирование гибких трудовых отношений, и приняты нормативные правовые акты, которые обеспечат их регулирование.
3. Появится индивидуальный цифровой ваучер на обучение
Государство планирует сформировать систему стимулирующих выплат на обучение детей и взрослых компетенциям цифровой экономики. Сроки реализации этой задачи – IV квартал 2020 года.
4. Будет предложен цифровой аналог нормативов ГТО
Для отдельных профессий к концу 2020 года будет введена система аттестационных нормативов уровня сформированности компетенций, которая дает преимуществапоступающим в вузы.
5. Появится бесплатный онлайн-сервис непрерывного образования
Ресурс будет доступен для широких слоев населения, его суть – в формировании базовых компетенций по цифровой экономике.
6. Введение в оборот карты молодого профессионала
Речь идет о документе, который предоставит иностранным высококвалифицированным специалистам, свободно владеющим русским языком, право работать на территории РФ и ряд других дополнительных преференций.
7. Создание механизма выдачи грантов и льгот
Государство намерено поощрять компании, обучающие и трудоустраивающие людей с базовыми для цифровой экономики компетенциями. Также в планах – разработка и запуск механизма стипендий для привлечения перспективных иностранных абитуриентов и специалистов, предполагающих осуществлять трудовую деятельность на территории России.
8. Развитие системы поддержки деловых связей с иммигрантами
Государство всерьез задумывается о том, как создать культурно-деловой мостик, который соединит нашу страну с уехавшими за рубеж соотечественниками, которые профессионально задействованы в сфере цифровой экономики.
Автор: Инга Хамми
Как думаете, по силам ли нашей экономике до 2025 года реализовать намеченное? Оставляйте свои комментарии ниже.
Актуальные и интересные HR-кейсы в нашем Telegram. Подписывайтесь на канал!
Копирование и любая переработка материалов с сайта neohr.ru запрещены
Комментарии
Ответить / Цитировать