10.10.2018 14:56
Стоит ли работодателям бояться нового закона и к чему готовиться работникам старшего возраста.
В последних числах сентября Госдума приняла в третьем, окончательном чтении Федеральный закон от 03.10.2018 № 352-ФЗ, который вносит изменения в Уголовный кодекс и вводит уголовную ответственность за увольнение предпенсионеров (ст. 144.1). Такое же наказание грозит за необоснованный отказ в приеме на работу кандидатов предпенсионного возраста.
Речь идет о штрафе в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до 18 месяцев либо обязательных работах на срок до 360 часов. Чиновники считают, что эта мера позволит защитить работников предпенсионного возраста в период изменения пенсионной системы.
Информация о первой проверки жалобы женщины-предпенсионерки, которую якобы незаконно пытается уволить работодатель, на днях пришла из Кемеровской области. Сотрудница из Новокузнецка, которая должна выйти на пенсию в следующем году, утверждает, что работодатель попросил ее уволиться по собственному желанию. Сейчас Госинспекция труда разбирается с жалобой – на это у нее по закону есть 30 дней. Если информация о незаконной попытке увольнения предпенсионерки подтвердится, работодателю, по словам заместителя руководителя Госинспекции труда в Кемеровской области по правовым вопросам Нодари Зухбая, может грозить уголовная ответственность.
Возраст предпенсионеров
В новой ст. 144.1 УК появляется понятие «предпенсионный возраст». Оно означает возрастной период продолжительностью до 5 лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости. Пока пенсионный возраст мужчин составляет 60 лет, а женщин — 55 лет. Однако 3 октября президент подписал Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ, который повышает россиянам пенсионный возраст на 5 лет.
Примечательно то, что определение предпенсионного возраста распространяется в том числе и на людей, досрочно уходящих на пенсию.
Насколько реальна уголовная ответственность за увольнение предпенсионеров?
Чиновники предупредили сразу: норма закона будет носить превентивный характер, то есть «психологически воздействовать» на работодателей. Однако «Деловая Россия», «Опора России» и РСПП подняли вопрос о стимулирующих мерах для сохранения сотрудников предпенсионного возраста и принятия их на работу. В Госдуме даже обсуждалось предложение снизить страховые платежи в ПФР за работников предпенсионного возраста на два процентных пункта.
По словам Марины Шуруповой, юриста ООО «Национальный юридический центр», законопроект об установлении уголовной ответственности за увольнение или отказ в приеме на работу лиц предпенсионного возраста был принят Госдумой на фоне развернувшихся баталий по поводу повышения пенсионного возраста – как будто для того, чтобы сбавить волну народного негодования. «Как подчеркивается в пояснительной записке к данному законопроекту “в связи с изменением возраста выхода на пенсию граждан РФ возникает опасность необоснованного отказа в приеме на роботу или необоснованного увольнения лиц, достигших пенсионного возраста”, – добавляет Марина Шурупова. – Ввести наказание за увольнение или отказ нанять человека предпенсионного возраста власти РФ предложили в качестве одной из мер, сопутствующих повышению возраста выхода на пенсию. Насколько будет эффективна эта мера, ответить достаточно сложно». Юрист уверен, если работодатели проявят желание, то они смогут уволить человека разными способами: якобы по собственному желанию, как чаще всего бывает, или за несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации. «Что касается рынка труда, то количество рабочих мест резко сократиться, и тут уже будет актуальным вопрос об ответственности за отказ в приеме на работу молодых сотрудников, – подчеркивает Марина Шурупова. – Справиться с дискриминацией людей пожилого возраста возможно лишь путем увеличения количества рабочих мест и развитием национальной промышленности, чего в современных реалиях достичь практически невозможно». *** Генеральный директор УК ГК «Белый Фрегат» Тимур Гасиев также не уверен, что введение уголовной ответственности за увольнение предпенсионеров станет эффективной мерой. Он соглашается с тем, что скорее всего работодатели при необходимости постараются ее обойти. Впрочем, многое зависит от ситуации. «Одно дело, если предпенсионер уже давно работает на предприятии и состоит в штате, – уточняет Гасиев. – В этом случае, если позволит здоровье и его не уволят под предлогом сокращения штата, он сможет доработать до пенсии. Но если человек только пришел устраиваться, на собеседовании ему могут вежливо отказать. Как в таком случае доказать, что был нарушен закон? Ведь, возможно, он просто не подошел работодателю по своим профессиональным характеристикам». По словам Гасиева, введение уголовной ответственности за увольнение работников предпенсионного возраста идет рука об руку с законопроектом о повышении пенсионного возраста. «Все нацелено на то, чтобы максимизировать количество труда от населения, – анализирует ситуацию он. – На бирже труда сейчас немало тех, кому 40 и за 40 – на приличные места их уже негласно не берут из-за возраста. И теперь к этим людям, возможно, прибавятся те, кому еще не хватает до положенных 60 и 65. Мне кажется, в плане борьбы с дискриминацией людей по возрастному признаку универсальных институциональных механизмов не существует в принципе. Это в большей степени вопрос моральной составляющей, сознательности работодателей». |
В интервью телеканалу ОТР директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова провела параллель между новой статьей об уголовной ответственности за дискриминацию людей предпенсионного возраста с положениями Трудового кодекса, в которых устанавливаются обязанности и ответственность работодателей по отношению к беременным женщинам. «На примере беременных женщин мы видим, что эта статья практически не применяется, – комментирует ситуацию Лилия Овчарова. – Потому что работодатели успешно адаптируются к наличию такой ответственности. И если в случае с женщинами сложно предсказать, когда наступит беременность, то наступление конкретного возраста у человека прогнозировать достаточно легко».
По уже заведенной практике с увольнениями беременных можно понять, как работодатели будут «избавляться» от тех работников, которые по возрасту приближаются к пенсии. Чаще всего ситуация разрешается увольнением по согласованию сторон. Другой вариант –процедура реструктуризации предприятия, которая позволяют уволить практически любого сотрудника. Тем не менее Лилия Овчарова считает, что эта проблема вряд ли примет катастрофический характер, прежде всего потому, что рынок труда в ближайшие годы будет сильно меняться.
Ситуация на рынке труда как преимущество для предпенсионеров
Пока мало кто осознает, что в ближайшее время на рынок труда не выйдут миллионы молодых людей, которые в предыдущие годы заполняли открытые вакансии в компаниях.
«В связи с демографической волной, особенностями рождаемости в России численность трудоспособного населения в возрасте от 20 до 40 лет сократится в ближайшие 10 лет на 7 млн, - уточняет Лилия Овчарова. – Работодателям при этом будут нужны работники». Вот тогда и начнется, по ее словам, вынужденное смещение интереса от молодежи к людям более старшего возраста.
Но сегодня Россия сильно отличается от других стран высокими рисками для потери работы людей старших возрастов. И если в большинстве стран пик заработной платы приходится как раз на предпенсионный возраст, то у нас он смещен в сторону молодых – на 10 лет. То есть максимальную по размеру зарплату за всю свою жизнь человек зарабатывает именно в возрасте примерно 40 лет. Это связано с тем, что после увольнения, устраиваясь на новую работу, люди предпенсионного возраста соглашаются на более низкую зарплату.
В России это происходит по ряду специфических причин, считает Лилия Овчарова. Во-первых, за последние десятилетия наша страна преодолела очень серьезные структурные изменения, которые молодежь всегда переносит гораздо проще. Во-вторых, в России очень высокая мобильность людей в пределах одного города – они часто меняют работу (при этом территориальная мобильность низкая). Каждый новый руководитель предпочитает нанимать новых работников, особенно когда речь идет о людях, занимающих должности, связанные с принятием управленческих решений.
Раньше на рынке труда действительно было много молодых людей. Но через 10 лет ситуация поменяется. Работодатели не смогут увольнять лиц старшего возраста из-за демографической ямы, им придется их переобучать и удерживать на рабочих местах.
Служба занятости как адвокат предпенсионера
Буквально на днях появилась информация о том, что МЭР и Минтруд планируют заняться разработкой модели службы занятости нового типа. Пока никакой конкретики по этому вопросу нет, однако известно, что будут обновлены и стандартизированы принципы работы служб занятости. Чиновники хотят активизировать взаимодействие между работодателями, службами занятости и образовательными учреждениями, чтобы повысить ориентированность на результат для каждого соискателя.
Лилия Овчарова уверена, что службы занятости могут оказывать весомую поддержку предпенсионерам, но для этого их нужно мотивировать на изменение регламентов работы. Пока они не занимаются трудоустройством данной категории работников. Если все страны, которые повышали пенсионный возраст, за пять лет до пенсионной реформы настраивали программы содействия занятости лиц старшего возраста, то в России службы занятости о проблеме трудоустройства предпенсионеров узнали только этим летом.
Сейчас, по мнению эксперта, важно было бы обнародовать информацию о том, как изменится работа службы занятости и как она будет выполнять свою посредническую функцию в трудоустройстве между работниками и работодателями.
Часто работникам предпенсионного возраста отказывают еще на этапе приема заявок на работу, когда видят их возраст. Поднимается вопрос о дискриминации. В подобных ситуациях, считает Лилия Овчарова, обязаны были бы разбираться службы занятости, которые должны в идеале не просто предлагать соискателю места работы, но и отслеживать, почему их туда не взяли. То есть служба занятости могла бы взять на себя функцию адвоката соискателя.
Сейчас служба занятости никак не анализирует отказы в приеме на работу, а потому не принимает по этому поводу соответствующих мер. Главным индикатором ее эффективности остается сохранение низкого уровня регистрируемой безработицы. Фактически ее функция заключается в том, чтобы «охранять низкий уровень зарегистрированной безработицы», а не помогать пенсионерам и предпенсионерам в трудоустройстве.
Автор: Яна Аржанова
Актуальные и интересные HR-кейсы в нашем Telegram. Подписывайтесь на канал!
Копирование и любая переработка материалов с сайта neohr.ru запрещены
Комментарии
Комментариев пока нет