12.11.2013 15:17
Популярность этого метода, предложенного в 1968 году немецким профессором Берндом Рорбахом, сильно заслоняет брейнсторминг. А между тем он может быть гораздо эффективнее своего «конкурента» и использоваться в различных командах при разработке маркетинговых, рекламных, дизайнерских и других продуктов.
Профессор Kellogg School of Management и консультант по тимбилдингу Ли Томпсон, критикуя брейнсторминг, опирается на занятную статистику: в обычных группах из 6-8 человек 70% разговора приходится в лучшем случае только на половину участников, остальные же, как правило, молчат. О какой же эффективности обмена мнениями может идти речь, недоумевает она, предлагая вспомнить о незаслуженно забытой методике — брейнрайтинге (от англ. brainwriting). Суть ее достаточно проста, как можно догадаться уже по одному только названию: идеи не высказываются вслух, а записываются на бумагу.
Магия чисел
Брейнрайтинг известен прежде всего как метод 6-3-5, где цифра 6 означает количество участников, 3 — количество идей на одного участника, 5 — время, которое выделяется на сессию для генерации идей.
До совещания каждому участнику выдают карточки для фиксирования идей. Карточки переходят от одного участника к другому. Тот, кому карточка попадает в руки, может поступить с ней следующим образом:
- использовать уже записанные идеи в качестве основы для новой идеи;
- попытаться преобразовать идеи других участников;
- передать карточку следующему.
Стимуляция творческого процесса происходит за 6 коротких сессий, общая продолжительность которых составляет всего 30 минут. В итоге вы получаете 108 идей.
Для удобства в брейнрайтинге рекомендуется использовать карточки с таблицами, чтобы можно было легко структурировать полученную информацию. Но это классика жанра, которую не воспрещается модернизировать.
Вариации на тему
Ли Томпсон использует брейнрайтинг, придерживаясь трех основных принципов:
1. Каждый пишет только одно предложение
В течение 5 минут во время совещания участники записывают по одной идее на небольшой карточке. Ли Томпсон признается, что сама она любит использовать маленькие карточки, размером не более 3 x 5 см или даже меньше. На личном опыте она успела убедиться в том, что если карточка имеет размер хотя бы 4 x 6 см, люди стараются писать абзацами. А ей хочется краткости и ясности.
2. Важна идея, а не ее автор
Карточки заполняются анонимно и затем прикрепляются к стене, чтобы вся команда могла их видеть. Отсутствие каких-либо подписей позволяет объективно подходить к оценке идей, что само по себе ценно и важно.
3. «Слепое» голосование
Каждый участник команды голосует за идею, которая вызвала у него наибольший интерес. Баллы проставляются с помощью стикеров. При этом каждому выдается ограниченное количество стикеров. Если процесс организован правильно, то лучшие идеи проявляются моментально, уверяет Ли Томпсон.
Таким простым способом устанавливается меритократия идей (власть достойных идей). Людям не приходится голосовать за идею просто потому, что она принадлежит какому-то топ-менеджеру.
Без цензуры
Брейнрайтинг — очень простой в использовании метод, который практически не требует предварительной подготовки. В отличие от мозгового штурма он позволяет высказываться молчунам. К тому же он просто незаменим в конфликтных ситуациях, позволяя людям переключать внимание с конкретных личностей на проблему. Однако качество ответов во многом зависит от того, насколько четко формулируется вопрос.
Брейнрайтинг особенно полезен при наличии множества отдельных проблем, которые требуют решений, а также в ситуациях, когда время на обсуждение проблем крайне ограничено. Важно то, что идеи при использовании этого метода генерируются свободно и без цензуры.
Автор: Яна Аржанова
Источник: Контур.ру
Читайте также по теме:
Брейнсторминг 2.0: перезагрузка
Социальная лень в рабочих группах: что это и как с ней справиться
Комментарии
Комментариев пока нет