Interim Management: как изменится роль топ-менеджмента в 2015 году

« Назад

16.12.2014 00:16

константин борисов Авторская колонка Константина Борисова, генерального директора Support Partners

Ну вот, доигрались. Наша нефтяная экономика плавно просаживается, рубль рухнул, и мы встречаем Новый год на минорной ноте. Есть ощущение, что 2015-й может быть более тяжелым: всплеск новогодних продаж пройдет, население отнесет последние обесценившиеся рубли в автосалон (кто был побогаче) или купит телевизор (кто попроще), цены поднимутся на 25-40%, и компании перейдут к более активному сокращению персонала.

В общем, настроение тревожное. Позволю себе аналогию с 1941 годом:  даже если фашисты еще не вошли в вашу деревню, потоки беженцев и сильная приближающаяся канонада напоминают, что война где-то совсем рядом.

На фоне этих событий мне приходит все больше резюме – тоже своеобразный барометр состояния экономики.

Но при этом есть интересная особенность. Как сказал мне один владелец бизнеса: «Сейчас я увольняю людей, чье присутствие в организации никак не скажется на P&L, а отсутствие может даже сказаться положительно».

Под нож идут такие должности, как PR, GR, корпоративные финансы и маркетинг. PR в нынешних условиях особо не нужен, главным GR становится акционер или генеральный директор: есть связи – дадут госконтракт, нет – никакой менеджер по связям с госорганами не поможет. Корпфин теперь тоже не в почете: привлечь финансирование можно только в 3-х госбанках, их названия все знают, и ходить туда будет тот же акционер или генеральный. Так что неочевидные в нынешнее время должности будут и дальше сокращать.

Но мы не видим резюме директоров по продажам, финансовых, производственных, операционных и генеральных. Все, кто могут спасать компанию и влиять на P&L, пока при деле.

Для топ-менеджеров, которые сейчас оказались в поиске нового проекта, у меня есть две новости – хорошая и еще лучше. Начнем с хорошей. Скоро мы станем Европой. У нас поднимут налоги, сократятся зарплаты и введут платные парковки по всей Москве. Так что мы почувствуем, как живут европейцы. Как вы думаете, они добровольно ездят на велосипеде на работу под противным дождем в Амстердаме? Нет, конечно! Они хотели бы ездить на теплом мерседесе, просто на него нет денег после уплаты налогов, а парковая дорогая. Так что мы скоро поймем, как живет Европа. И ездить туда уже не надо будет, тем более с новым курсом евро.

А если серьезно, то на рынке появляется новая ниша для топ-менеджеров, способных внести реальный вклад в бизнес и cash-flow. Называется эта ниша Interim Management, или временный топ-менеджер. Как это работает? С углублением кризиса все больше компаний будет приходить в упадок (особенно закредитованные в валюте или связанные с импортом, а также увлекавшиеся M&A). Акционеры начнут увольнять руководителей, приведших компанию в такое положение. Нанимать новых на постоянный контракт они побоятся – труд становится более дорогим из-за налогов, а при расставании надо платить компенсации и золотые парашюты. Но спасать компанию в одиночку никакой акционер не сможет. Поэтому он будет приглашать как внешних консультантов тех топов, кто рискнет вытаскивать из болота проблемный актив. Платить на такой работе будут по результату, то есть минимальные оклады и большие выплаты по результату. Это как в штрафбате – предоставляется возможность искупить вину и доказать, что ты достоин, сражаясь на самом опасном участке фронта. Справившимся с таким вызовом вернут награды и погоны, позовут на следующий проект, и стоимость такого человека вырастет. А не смог – обижаться не на кого.

Этот рынок возник в Европе еще 20-30 лет назад, когда топам стало трудно найти новую постоянную работу, и часть руководителей стали уже постоянными interim-директорами. Сейчас эта услуга приходит в Россию. И в этом смысле мы становимся более зрелым рынком, на один шаг ближе к Европе.

Поэтому мой совет тем топ-менеджерам, кто ищет сейчас новые возможности: если вы уверены в себе, посмотрите на временные проекты и проблемные (distressed) компании, уже сейчас там много новых возможностей. А в 2015 году мы увидим расцвет этого рынка.

Читайте также:

11 ролей CEO при внедрении изменений. Кейс компании «Билайн»

Как уволиться красиво? 16 действий, которые укрепят вашу репутацию

Начинающий директор по персоналу: типичные ошибки на новой должности



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Представьтесь:


*Комментарий:




Копирование и любая переработка материалов
с сайта neohr.ru запрещены

Copyright © Neo HR 16+

Реклама: оставить заявку
О проекте | Политика конфиденциальности

Сетевое издание Neo HR. Свидетельство о регистрации средства массовой информации в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
ЭЛ № ФС 77 – 57596 от 08.04.2014 | Московская область
Учредитель: Ильин И.К. | contactus@neohr.ru | 8|925|3625348