14.10.2014 22:07
Авторская колонка Евгении Любко, директора по развитию корпоративной социально-мотивационной платформы Pryaniky.com
Бейдж (от англ. badge) – значок, знак отличия.
Сегодня мы с вами рассмотрим такой инструмент геймификации, как бейджи. Бейджи – это медали, награды, знаки отличия, используемые и признаваемые в конкретном сообществе (в нашем случае – в компании). Еще в Советском Союзе были свои «бейджи» – от значков ГТО и октябрятских звездочек до государственных наград. Важное свойство бейджа как награды – он должен признаваться в обществе, то есть иметь значимость для окружающих, быть элементом «правил игры». Впрочем, в геймификации требования к этому пункту легче, чем к наградам в СССР. Сегодня значимость бейджу может придать и чувство юмора, и конкретная рабочая ситуация – необязательно в бейдже должен быть глубокий смысл.
Ключевая функция бейджей – признание заслуг и формирования профиля достижений сотрудника (своего рода «карта таланта»). Но также бейджи выполняют и дополнительные функции. Рассмотрим их подробнее.
Бейджи для признания заслуг и формирования профиля достижений
В играх бейджи выдаются за достижение определенных очков, уровней, приобретение магических способностей и просто отметки о том, что пользователь в сотый раз посетил свой любимый ресторан. Они служат автоматическим счетчиком-напоминателем, который показывает пользователю, чего он уже «достиг», и тем самым стимулирует достигать большего.
В корпоративной среде все серьезнее, и это правильно. Здесь бейджами становятся награды за выполнение и перевыполнение плана, несение нелегкой доли наставника, привлечение в компанию новых сотрудников, организацию мероприятий, профессиональные сертификаты. Находят в бейджах свое отражения звания «сотрудников года» и многое другое. Такие бейджи создают большинство пользовательских достижений и показывают своим обладателям, что их заслуги не забыты, а ценимы и почитаемы, а окружающим коллегам демонстрируют ценность и значимость «героев», с которыми они работают бок о бок.
Но кроме таких серьезных наград есть и более легкие, сопровождающие каждодневную активность сотрудников и подстегивающие их к выполнению определенных действий. И это уже другая функция бейджей – пропаганда.
Бейджи для пропаганды
В фармацевтической компании «Кьези Фармасьютикалс» возникли проблемы с вовлечением сотрудников в корпоративное обучение. Сотрудники проявляли мало внимания к ссылкам на электронные курсы, которые они получали по электронной почте, и курсы пропадали понапрасну. В итоге разработчики курсов решили вознаградить тех, кто пройдет очередной курс, и выдали первому прошедшему его человеку бейджик с айдентикой курса – зеленым MARSианином (бейдж на корпоративном портале). И началось. Коллеги стали замечать в ленте событий на портале этот бейджи, начали спрашивать в комментариях, мол, что это такое, как такое получить, где ссылка на курс, какие бейджи еще есть и т.п. В итоге количество людей, прошедших курс, стало увеличиваться, они тоже получали свою награду, тем самым создавая еще большую информационную шумиху вокруг курса. В результате в четыре раза больше сотрудников, чем обычно, прошли новый курс.
Через бейджи мы неформально транслируем истории успеха и те паттерны поведения, которые ожидаем от сотрудников. И видя чужие награды, те, кто таковыми еще не обзавелся, как минимум начинают задумываться, что стоило бы что-то предпринять. Раз задумываются, два задумываются... И рано или поздно – предпринимают.
Бейджи для базы знаний и мягкой демотивации
Правило эффективного менеджмента гласит: «Хвали публично, ругай за закрытыми дверями». Но иногда крайне полезно рассказать о проколе сотрудника коллегам, чтобы в будущем избежать аналогичных проколов. Для этого можно применять «антибейджи», например, запустить в компании традицию награждать бейджем «Грабли» тех, кто на эти грабли наступил. Важно рассказывать в каждом бейдже о том, где грабли лежали и как их в будущем обойти. Такой подход не является наказанием как таковым, а позиционируется именно как распространение полезной информации среди коллег.
В одной компании сотрудники так увлеклись рассказами о собственных граблях, что даже стали состязаться за бейдж «Грабли месяца». В сухом остатке компания получила огромную базу знаний об ошибках и методах их избегания и исправления, с сотрудников был снят страх делиться своими ошибками, их научили расправляться с ними на ранних стадиях, а не когда эти ошибки превращались в неуправляемый снежный ком.
Читайте также:
Геймификация шаг за шагом: как запустить гейм-проект в компании
Источники привлечения персонала: 10 лучших карьерных сайтов
Комментарии
Комментариев пока нет